Визиты Ислама Каримова в Индию обычно оказываются результативными.
Фото Reuters
Сегодня президент Узбекистана с двухдневным визитом прибывает в Индию. В ходе переговоров с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом будут обсуждены новые направления сотрудничества двух стран. Индия выражает большую заинтересованность в участии в сырьевых проектах на территории Узбекистана – разведке и добыче газа. Ташкент, в свою очередь, стремится диверсифицировать поставки углеводородов в азиатском направлении.
Узбекистан и Индия успешно развивают взаимовыгодное сотрудничество уже на протяжении двух десятилетий в сфере легкой промышленности, здравоохранения, туризма. Энергетическое сотрудничество – новое направление для двух стран. При этом Индия с некоторых пор интересуется доступом к каспийским и центральноазиатским месторождениям углеводородов. Ее собственные запасы нефти и газа не позволяют удовлетворить внутренний спрос, добываемые на собственных шельфах имеют высокую себестоимость, и страна вынуждена импортировать более 80% энергоносителей из стран Ближнего Востока, России.
С учетом этого видится закономерным, что Индия вошла в энергетический проект ТАПИ (Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия). Однако прокладка этого газопровода, судя по всему, начнется только после полной стабилизации ситуации в Афганистане. На данном же этапе частично решить задачу в обеспечении природным газом Индии вызвался помочь Узбекистан, общие установленные запасы которого составляют, по официальным данным, 7,2 трлн. куб. м. Энергетические компании Индии проявляют интерес к разработке газовых и сланцевых месторождений в Узбекистане. По сообщению информационного агентства Фергана.ру, для Дели особенно привлекательным выглядит проект разведки запасов природного газа в Каракалпакстане. Планируется, что доставка с этих месторождений будет осуществляться при помощи транспортного коридора «Туркмения, Узбекистан, Иран, Катар и Оман», который уже в ближайшее время будет реализован (см. «НГ» от 25.04.11).
Это направление выгодно и Ташкенту. «Последнее десятилетие мы наблюдаем стремление Узбекистана диверсифицировать экспорт энергоресурсов. Не замыкаться только на одном, в данном случае российском направлении, а максимально расширить список возможных контактов и преимуществ», – сказала «НГ» эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгения Войко.
Как напомнила эксперт, Узбекистан уже реализует собственную программу диверсификации экспорта углеводородов на рынки Азии с 2009 года и поставляет газ в Китай. Голубое топливо направляется в Поднебесную по построенному два года назад трансазиатскому газопроводу, соединяющему системы Китая и Туркмении через Узбекистан и Казахстан. Согласно подписанному между Ташкентом и Пекином соглашению, узбекская сторона ежегодно обязалась поставлять в районы Западного Китая по 10 млрд. куб. м природного газа. А в мае 2011 года в ходе визита в Пекин президент Ислам Каримов договорился об увеличении поставок газа до 25 млрд. куб. м газа. Для этого стороны договорились продолжить новую ветку магистрального газопровода. Таким образом, только Китаю Ташкент будет продавать фактически более трети своего газового экспорта. «И это тоже демонстрирует стремление Узбекистана снизить зависимость от российского направления и искать более эффективные проекты», – считает Войко.
В связи с этим западное направление экспорта газа для Узбекистана уходит на второй план, тогда как азиатское становится приоритетным. Другая причина интенсификации поисков Ташкентом рынков сбыта на Востоке в том, что реализация проекта Nabucco, в котором Узбекистан мог сыграть определенную роль, отложена на два года и по косвенным признакам Ташкент заметно остыл к нему в «пользу Индии», которая может стать реальной альтернативой западным проектам. И с точки зрения разработки месторождений, и в целом – с геополитической позиции.
«Индия – игрок, который набирает обороты. В технологическом аспекте она конкурирует с Китаем. Ее растущие производственные мощности, экономика требует постоянной подпитки энергетическими ресурсами. Плюс авария на атомной станции «Фукусима-1» в Японии на данный момент и скорее всего на относительно длительный период обеспечила в энергетике перевес газа перед ураном. Прежде всего по соображениям безопасности. И для Индии природный газ является, по сути, единственной возможностью обеспечения бесперебойного функционирования внутренних крупных потребителей мощности», – сказала «НГ» Евгения Войко. Ну и закономерно, что Узбекистан в этих условиях работает над получением рынка сбыта в этой развивающейся стране.
Правда, возникает вопрос: хватит ли запасов газа Узбекистану, чтобы наладить сотрудничество с Индией без ущерба партнерству с Россией и Китаем? Ответ, очевидно, будет получен после того, как индийские компании приступят к разведке месторождений Узбекистана в Каракалпакии и определят новый газовый потенциал республики. В любом случае Ташкент вправе рассчитывать на серьезные инвестиции – счет может пойти на миллиарды долларов.
По словам Войко, не стоит сбрасывать со счетов и сферу высоких технологий. «Для Узбекистана это не менее приоритетное направление. Индия занимает одно из ведущих мест, и заимствование опыта в сфере высоких технологий и инноваций будет для Ташкента нелишним», – сказала «НГ» Евгения Войко.