В начале этой недели в Ашхабаде министры иностранных дел Туркмении, Узбекистана, Ирана, Омана и Катара подпишут пятистороннее соглашение о создании нового международного транспортного коридора, который соединит страны Центральной Азии с портами Персидского залива. По мнению экспертов, коридор позволит странам региона получить доступ к привлекательным рынкам Персидского залива, а также дифференцировать рынок нефтепродуктов в Центральной Азии.
Проект нового транспортного маршрута, инициатором которого в октябре прошлого года выступил президент Узбекистана Ислам Каримов, создавался быстро. За полгода лидеры пяти стран не только сумели договориться о его необходимости, но и выработали таможенные, дорожные документы, разработали детали и определили средства для строительства стыков и развязок к уже имеющимся авто- и железным дорогам в странах – участницах проекта. Предполагается, что данный коридор пройдет из Узбекистана в Туркмению, далее в Иран, Оман и Катар и свяжет страны Центральной Азии с иранскими портами в Персидском и Оманском заливах. При этом двери в этот проект останутся открытыми для стран, желающих к нему присоединиться.
Поспешность, с которой реализуется проект, по мнению узбекского политолога Рафика Сайфулина, объяснима. «В проекте присутствует не столько политическая составляющая, сколько экономическая. Все страны коридора заинтересованы в получении дополнительного рынка. Государства Центральной Азии получают выход на так называемый персидский рынок, совокупный годовой импорт которого превышает 335 миллиардов долларов. Они могут поставлять туда хлопок, цветные металлы, а получать – нефтепродукты, которых в регионе, кроме Казахстана, недостаточно. Например, Иран уже готов поставлять нефть в Узбекистан», – сказал «НГ» Рафик Сайфулин. Более того, Иран надеется, что после запуска транспортного коридора увеличится и ирано-узбекский товарооборот. Как отметил посол Ирана в Узбекистане Мухаммад Кешаварзаде, «после реализации проекта товарооборот между двумя странами можно будет довести до одного миллиарда долларов».
Особое значение проекту придают в Узбекистане, государстве, не имеющем выхода к морю, а следовательно, и к основным коммуникационным линиям мирового значения, благодаря которым многие страны успешно экспортируют свою продукцию на мировые рынки. У Узбекистана в этом проекте своя роль – обладающая большим инвестиционным потенциалом свободная индустриально-экономическая зона «Навои» сможет служить основой для открытия новых направлений сотрудничества, в том числе развития транспортного коридора.
«Проект действительно неординарный, тем более что в общих чертах в нем заинтересованы и те, кто находится на Востоке по отношению к нам, и на Западе», – отметил президент Узбекистана Ислам Каримов в октябре прошлого года в ходе визита в Ашхабад. По его словам, Туркмения – центральное, связующее звено, и во многом успех реализации идеи будет зависеть от Ашхабада. Ашхабад это понимает – в частности, президент Гурбангулы Бердымухамедов пообещал, что если на пути создания транспортного коридора возникнут проблемы, то их решение Туркмения возьмет на себя.