Исламу Каримову удалось убедить китайских партнеров в перспективности сотрудничества с Узбекистаном.
Фото Reuters
Визит президента Ислама Каримова в Китай завершился в четверг подписанием выгодных для Ташкента соглашений: Пекин без предусловий готов инвестировать более 5 млрд. долл. в узбекскую экономику, причем не только в традиционный энергетический сектор, но и в банковский, а также в развитие инфраструктуры. Эксперты считают, что такая экспансия Китая в Узбекистан ослабит российские позиции в этой стране.
Подписанием совместной декларации и 25 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов завершился двухдневный государственный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Китай. По мнению экспертов, итоги визита полностью соответствовали ожиданиям Ташкента, который, как сообщил источник «НГ» в узбекской столице, «готовился очень тщательно и долго, поскольку страна стремится к ровным отношениям с соседями».
В политической сфере Ислам Каримов поддержал позицию Пекина по вопросам Тайваня, Тибета и другим болезненным проблемам, связанным с территориальной целостностью страны. В сфере безопасности стороны обязались сообща вести борьбу с «тремя силами зла»: экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом. А в экономике подписали соглашение о «валютном свопе» на сумму 106 млн. долл. – то есть в таком объеме предприниматели двух стран произведут взаимные расчеты в юанях и сумах. Этот пилотный проект сроком на три года призван активизировать финансовое сотрудничество и содействовать торговле и инвестициям между двумя странами, а также расширить сотрудничество в газовой сфере. В частности, Ташкент и Пекин договорились к 2014 году завершить строительство третьей очереди узбекского участка газопровода Туркмения–Узбекистан–Казахстан–Китай. Переговоры в газовой сфере, по словам источника «НГ», будут продолжены. На этапе обсуждения остаются вопросы увеличения мощности трубы и ценообразования.
Сегодня Узбекистан добывает 60 млрд. куб. м газа ежегодно, из них 16 млрд. покупает «Газпром», еще 1,5 млрд. экспортируется в Киргизию и Таджикистан, около 5 млрд. – в Китай, а остальные 37 млрд. куб. м газа реализуются на внутреннем рынке. Эксперты высказывают опасения, что увеличение газового потока в Китай может произойти за счет России. Однако, по словам источника «НГ», китайским компаниям было предложено принять участие в разведке и разработке запасов углеводородов на юге Узбекистана, и увеличение экспорта в Китай, видимо, будет осуществляться за счет разработки этих месторождений.
По мнению эксперта по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгении Войко, в ходе визита в Поднебесную «президент Каримов добился всего того, чего ожидал, – Китай готов финансировать различные узбекские проекты». При этом она отметила, что китайская инвестиционная активность в Центральной Азии, и в Узбекистане в частности, повышается, а российская – снижается прямо пропорционально. По ее мнению, ситуация объясняется общим исходом России из Центральной Азии, которая началась в 1990-х годах.
«Активность Китая также связана с тем, что с Россией энергетические переговоры проходят непросто, а с центральноазиатскими республиками он общий язык находит легче. Узбекистан готов поставлять свои энергоресурсы без каких-либо предусловий. Со своей стороны Китай также не выдвигает условий ни политического, ни экономического характера», – сказала «НГ» Евгения Войко. Китай, обходящийся в переговорах без выраженной политической составляющей и готовый финансировать различные проекты на долгосрочную перспективу, является перспективным игроком на узбекском рынке.
В условиях, когда экономической и, как следствие, геополитической инициативой в Узбекистане начинает овладевать Китай, России не остается ничего другого, как тоже отвечать высокой инвестиционной и политической активностью. Узбекистан для России – это в первую очередь крупный энергетический партнер. Как известно, значительная часть узбекского газа экспортируется через Россию, поэтому для Москвы сотрудничество Ташкента с Пекином является принципиальным моментом. При этом пока непонятно, хватит ли узбекского газа для стабильных поставок в Европу. Помимо этого остроту приобретает вопрос, насколько в политическом плане Узбекистан готов переориентироваться на Китай и пересмотреть политические договоренности с Москвой, в том числе по линии ОДКБ и ШОС. По словам Войко, Узбекистан придерживается многовекторной политики, которую избрал несколько лет назад, и пока не готов от нее полностью отказываться. «До тех пор пока Китай финансирует проекты на территории Узбекистана, Ташкент будет сотрудничать с Пекином. Но если и Россия будет активна, то серьезных проблем в среднесрочной перспективе ожидать не стоит – Узбекистан открыт для России. Например, созданная там СЭЗ «Навои», где работает немало российских компаний, свидетельствует о желании Ташкента привлекать инвесторов не только с азиатского региона, но и из России», – сказала «НГ» Евгения Войко.