Государственная компания Нигерии NNPC выбрала в качестве грузоотправителя SOCAR Trading – дочернюю структуру Государственной нефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) для транспортировки 30 тыс. баррелей нефти в сутки. Соглашение с SOCAR Trading рассчитано на один год, его реализация начнется с 1 мая.
SOCAR Trading была создана Госнефтекомпанией Азербайджана несколько лет назад в рамках новой нефтяной стратегии Баку с целью проведения операций по продаже нефти и газа на международных рынках. Оборот «дочки» ГНКАР только в 2010 году составил 19 млрд. долл., большую часть которой составляет продажа около 80% нефти Azeri Light с блока месторождений Азери–Чираг–Гюнешли. Что же касается Нигерии, то представительство SOCAR Trading в этой стране действует с ноября 2009 года. Эта же компания приступила к осуществлению своповых операций по поставкам нефти в Белоруссию – взамен получаемых в Венесуэле углеводородов. Эту нефть Баку намерен продавать в США. Начальный объем составит 5 млн. тонн в год. Добившись реализации крупных проектов: разработки нефтегазовых месторождений на Каспии, строительства трубопроводов Баку–Супса, Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Тбилиси–Эрзерум, Азербайджан за последние годы получил многомиллиардные доходы, которые сделали эту южнокавказскую страну привлекательной с точки зрения вложения инвестиций в экономику третьих стран.
Если раньше все усилия Баку были направлены на реализацию энергетических проектов с целью доставить на мировые рынки сырую нефть, то сегодня власти страны внесли коррективы в энергостратегию. Суть новаций предельно проста – получив свободные средства, Баку стремится построить в странах, куда доставляются углеводороды, нефтеперерабатывающие заводы и выйти на региональные рынки с продуктами нефтепереработки. Следует отметить, что подавляющее большинство стран в обмен на получение азербайджанских углеводородов охотно соглашается на подобные сделки. Локомотивом продвижения этих проектов за рубежом является Госнефтекомпания Азербайджана. Первой ее удачной сделкой можно считать приобретение несколько лет назад нефтяного терминала в Кулеви (Западная Грузия).
Кроме того, компания расширяет собственную сеть автозаправочных станций (АЗС) в других странах. По словам первого вице-президента ГНКАР Хошбахта Юсифзаде, большая сеть АЗС – 66 заправок – уже существует в Грузии, в Украине в качестве пилотного проекта было приобретено 20 станций и рассматривается вопрос инвестирования в нефтеперерабатывающую сферу этой страны. Аналогичные работы ведутся в Румынии.
Вторым успешным проектом ГНКАР стало приобретение за 2,04 млрд. долл. контрольного пакета акций (51%) нефтехимического комплекса Турции Petkim Petrokimya Holding. Созданное компанией совместное предприятие SOCAR-Turcas в 2011 году планирует инвестировать в производство 130 млн. долл. Наряду с этим СП в ближайшее время планирует заложить фундамент Егейского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), который будет построен при комплексе Petkim в Измире.
Максимальная мощность завода по переработке нефти составит 10 млн. тонн в год. На заводе планируется наладить производство дизельного топлива, нафты, авиакеросина, которые будут использоваться в качестве сырья для химической промышленности. НПЗ сможет полностью удовлетворить потребности Petkim в сырье, а также будет поставлять на турецкий рынок дизтопливо и другие нефтепродукты. Объем инвестиций в строительство Егейского НПЗ до 2015 года составит минимум 4 млрд. долл. ГНКАР является управляющей компанией SOCAR-Turcas.
Планы ГНКАР на этом не заканчиваются. Сегодня компания ведет интенсивные переговоры со многими странами Европы, Африки и Азии о сотрудничестве в энергетической сфере. Баку предлагает им не только нефть и газ, но и инвестиции.
Баку