Киргизские депутаты обсуждают условия получения российского кредита.
Фото Reuters
Киргизские власти признали существование серьезных проблем в киргизско-российских отношениях. «Киргизия потеряла кредит доверия российского правительства и может рассчитывать на поддержку Москвы только при выполнении ранее взятых на себя обязательств», – об этом вчера в Бишкеке заявил глава бюджетного комитета парламента Акылбек Жапаров.
Комментируя недавний визит первого вице-премьера Киргизии Омурбека Бабанова в Москву, Акылбек Жапаров рассказал в интервью Интерфаксу: «Россия впервые очень жестко обозначила свою позицию по Киргизии и заявила, что если вы (киргизское руководство. – «НГ») не будете выполнять свои обязательства, данные правительству России, то Киргизия с ее маленькой экономикой перестанет представлять для России интерес».
Местные эксперты считают, что у России «более чем достаточно» причин для смены курса в отношении Киргизии. «НГ» не раз писала о том, что киргизская сторона регулярно срывает договоренности любого уровня. Местные чиновники прилагают усилия к выполнению данных Москве обязательств чаще всего лишь в случае крайней необходимости. К примеру, небезызвестный завод «Дастан», производящий компоненты для российских торпед «Шквал», предполагалось продать России еще 10 лет назад. За это время в Киргизии сменились два президента, десяток премьеров, однако «воз и ныне там». Акции предприятия, в очередной раз обещанные правительству РФ в минувшем году, так и остались в Бишкеке. Схожим образом складываются дела и в других проектах.
Между тем смена подходов происходит на фоне устойчиво ухудшающегося экономического положения Киргизии. Дефицит бюджета по разным данным составляет от 22 до 30%, при этом лишь треть от необходимой суммы киргизские власти надеются изыскать внутри страны. Остальные деньги (речь идет о 500–550 млн. долл.) правительство республики должно каким-то образом получить у других стран или крупных международных организаций.
Основными кредиторами Киргизии, по заявлениям чиновников, должны были стать Россия (у нее планировали на льготных условиях получить 300 млн. долл.) и антикризисный фонд ЕврАзЭС (106 млн. долл.). При этом значительную часть необходимой суммы киргизские чиновники надеялись увидеть на счетах правительства еще в январе–марте. Надежды не оправдались – уставшая от бесконечных невыполненных обещаний и просьб «дать еще денег», Москва отказала в кредитах. Мало того, Кремль затребовал от Бишкека полный отчет о том, как расходовался выделенный год назад целевой кредит в 30 млн. долл. Отчет оказался далеко не единственным требованием. Как сообщил глава бюджетного комитета киргизского парламента Акылбек Жапаров, от Бишкека потребовали выполнить обещания, связанные с передачей в обмен на погашение внешнего долга 48% акций завода «Дастан», а также с продажей «Газпрому» 75% акций «КыргызГаз». Кроме того, по словам Жапарова, Москва «жестко поставила вопрос перед Киргизией о необходимости начать ранее оговоренного срока выплату процентов по льготному кредиту в 300 миллионов долларов, предоставленному в 2009 году».
Последнее требование представляется нехарактерным для российско-киргизских отношений – ранее Москва так «гайки не закручивала». Обычно российское руководство снисходительно наблюдало за тем, как президенты Киргизии и их окружения «пилили» кредиты, однако, судя по всему, подобная практика закончилась – за полученные деньги придется плотно отчитываться. Причем отчитываться перед россиянами предстоит конкретным людям, а не некому «временному» или «переходному» правительству.
Цитируя того же Жапарова, «российская сторона дала однозначно понять, что ранее достигнутые между правительствами Киргизии и России договоренности можно будет реализовывать уже после президентских выборов (в Киргизии. – «НГ»), намеченных на осень текущего года».
Без сомнений, вопрос не только в деньгах: выставив все претензии сразу, Москва, по сути, поставила Бишкек перед выбором – либо играете по правилам, либо выбираетесь из пропасти, куда сами провалились, самостоятельно.
Для Бишкека проблема поиска средств осложняется узким пространством для маневра – толп кредиторов на горизонте не наблюдаются, сроки поджимают. Ощутимые сложности в финансовой сфере ожидают руководство страны уже через пару месяцев. Поступления в бюджет оказались на 6% меньше, чем планировалось, расходная часть с мая должна вырасти – правительство обещало бюджетникам повысить зарплату. По данным экспертов Азиатского банка развития (АБР), «дефицит бюджета связан с ростом расходов правительства Киргизии и его стремлением не снижать социальные выплаты из опасений вызвать нестабильность».
В случае если местным властям не удастся привлечь финансовые средства из-за рубежа, единственным выходом из ситуации станет значительное сокращение бюджета, введение дополнительных налогов и продажа немногих оставшихся в распоряжении государства стратегических объектов. При этом надо отметить, что, несмотря на обилие негативных прогнозов, Киргизии до сих пор удавалось удерживаться на плаву.
Бишкек