Россия повысила экспортные пошлины на нефтепродукты для Таджикистана. Это повлекло за собой резкое удорожание продуктов питания и услуг, а также авто- и авиаперевозок. Повышение тарифов на ГСМ местные эксперты расценивают как давление Москвы на правительство Эмомали Рахмона, цель которого – разрешение на использование военного аэродрома «Айни».
Впервые Россия ввела экспортные пошлины на ГСМ для стран, не являющихся членами Таможенного союза, в мае прошлого года. Первыми это почувствовали Киргизия и Таджикистан, с 1995 года до 1 мая 2010 года получавшие нефтепродукты из России по нулевой ставке экспортной пошлины. Первоначально этот налог на светлые нефтепродукты был установлен в размере 203,7 долл. за тонну, а сегодня он уже достиг 283 долл. Ставка пошлины на темные нефтепродукты составляет 198 долл. за тонну, а сырой нефти – 423,7 долл. за тонну.
В Таджикистане действия России вызвали понятное недовольство, ибо тут же резко взлетели цены на бензин и почти одновременно на все товары и услуги. Это стало очередным существенным ударом по населению. Местные эксперты усмотрели в действиях Москвы «политическое давление». По мнению руководителя фонда «ИНДЭМ» Саймуддина Дустова, Россия намерена усилить свои аргументы в том, что касается военного аэродрома «Айни», расположенного вблизи Душанбе, поскольку двусторонние переговоры, которые продолжаются уже несколько лет, желаемых результатов не дают. При этом Россия опасается, что ее обойдут другие партнеры Таджикистана – к «Айни» присматриваются Иран, Индия, США, а заверения министра иностранных дел Таджикистана Хамрохана Зарифи в том, что Душанбе ведет переговоры только с Россией, Москва всерьез уже не воспринимает.
Председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров считает, что в вопросе с «Айни» российская сторона действует по непонятным стандартам последних лет: поначалу упускает инициативу, а потом пытается наверстать упущенное наскоком. По словам Зойирова, в результате такой тактики из более 200 российско-таджикских двусторонних договоров около 180 либо не действуют, либо частично утратили силу.
«Мне не хотелось бы верить в то, что Россия, повышая экспортные пошлины, оказывает на Таджикистан давление в вопросе продвижения идеи передачи авиабазы «Айни», но факты свидетельствуют именно об этом», – сказал «НГ» директор Центра стратегических исследований при президенте ТР Сухроб Шарипов. Дело в том, что министр энергетики РФ Сергей Шматко в ноябре прошлого года заверил официальный Душанбе, что повышение тарифов является вынужденной мерой и Россия может принять решение об их отмене уже в январе 2011 года – переговоры по этому вопросу, мол, уже ведутся. Однако пока получается наоборот.
В Антимонопольной службе при правительстве Таджикистана сообщили «НГ», что все необходимые документы Душанбе передал Москве, но решение вопроса затягивается. На таджикском рынке Россия сегодня является монополистом в поставках ГСМ, на ее долю приходится 90% этого рынка. Остальные 10% поступают из Туркмении и Казахстана. «Взвинчивание цен Россией скорее всего обернется тем, что Таджикистан найдет дополнительные источники поставок ГСМ из Казахстана, Туркмении, Ирана. Мы вынуждены принять контрмеры, чтобы сократить поставки ГСМ из России до 30%, остальные 70% распределить между поставщиками из других стран», – считает Шарипов. Однако в реализации этого сценария есть сложности. Соседний Узбекистан с марта 2011 года повысил тарифы на транспортировку всех видов железнодорожных грузов, следующих в Таджикистан через его территорию, в том числе и на нефтепродукты. Впрочем, Шарипов уверен, что выход найдется: «Ташкент уже научил нас и заставил находить альтернативные варианты доставки грузов для различных секторов экономики в обход Узбекистана. И с ГСМ тоже выкрутимся».
По мнению Шарипова, подобный метод давления был эффективным в прошлые годы, но сегодня к положительным результатам он уже не приведет. «Хотя надо согласиться, в случае с Киргизией эта методика себя оправдала. Отмена в марте нынешнего года пошлин на экспорт топлива в Киргизию, треть которого приходится на авиакеросин, позволит обеспечить российским поставщикам как киргизский рынок, так и авиабазы России и НАТО, расположенные недалеко от Бишкека», – сказал Шарипов. Что же касается Таджикистана, то, по мнению эксперта, вопрос о передаче «Айни» будет решаться на уровне наших военных и политического руководства страны, и вряд ли «горюче-смазочное давление» окажется эффективным в вопросе получения аэродрома на безвозмездной основе.
Вернуться к нулевой ставке импортной пошлины можно путем вступления в Таможенный союз. Тем более что Таджикистан заявил о намерении присоединиться к нему. Для Таджикистана вступление в ТС имеет свои плюсы, но только в долгосрочной перспективе, считает Шарипов. «Вступление Таджикистана напрямую зависит от вступления Киргизии. Поскольку Таджикистан находится в транспортном тупике и не имеет сопредельных границ со странами–участницами ТС, то сегодня вопрос о вступлении в союз на повестке дня не стоит. Россия, если она заинтересована в расширении организации, должна урегулировать этот вопрос», – сказал «НГ» Сухроб Шарипов.