Леонид Кучма получил зловещее предупреждение.
Фото Reuters
Вчера наконец состоялась переносившаяся трижды очная ставка второго президента Украины Леонида Кучмы и бывшего сотрудника Госохраны Николая Мельниченко. Расклад сил за кулисами официального расследования за прошедшие несколько дней, видимо, изменился: Кучма на пороге Генпрокуратуры выглядел уверенно, иронизировал, характеризуя предстоящую встречу с Мельниченко: «Ставка больше, чем жизнь». Экс-охранник против обыкновения был сдержан и немногословен.
Следственные действия длились с участием адвокатов обеих сторон около четырех часов. Кучма после очной ставки отказался сообщить подробности, но отметил: «Я еще раз убедился, что правда на моей стороне...»
Как и предполагала «НГ», на ситуацию повлияло привлечение на сторону защиты известного американского адвоката Алана Дершовица, участие которого вызвало интерес за пределами Украины. Издание The Economist, рассказывая об уголовном деле против второго президента Украины, со ссылкой на Дершовица перечислило возможные политические причины нынешних событий: «Дело против Кучмы может быть рассчитано на то, чтобы продемонстрировать неизбирательность закона (на фоне уголовного преследования Юлии Тимошенко, которое оппозиция расценивает как политические репрессии. – «НГ»). Или Янукович руководствуется желанием отомстить Кучме, который отказался применить силу, чтобы придушить оранжевое восстание в 2004 году. Кроме того, «демонстрация справедливости» от Януковича может быть направлена на получение кредита доверия от Запада, который критикует его за узурпацию власти».
Примечательно, что и американские, и украинские аналитики все больше внимания уделяют главному вещественному доказательству, на основании которого сформулированы обвинения, – тайным записям, сделанным Николаем Мельниченко в кабинете президента Кучмы. Депутат Верховной Рады Сергей Власенко, работавший ранее адвокатом, отметил, что проводившиеся за прошедшие 10 лет экспертизы подлинности записей дали противоречивые результаты. Провести процедуру проверки с нуля сейчас будет сложно, поскольку из-за прежней позиции Мельниченко, не доверявшего украинской Генпрокуратуре, неизвестно, где все это время хранились оригиналы записей и записывающее устройство. «Чтобы эти пленки стали доказательством (в уголовном деле. – «НГ»), нужно подтвердить источник их происхождения, подлинность голосов, а также выяснить, не осуществлялись ли с записями технические действия».
Депутат от оранжевого блока «Наша Украина – Народная самооборона» Юрий Грымчак отметил и процедурную проблему с приобщением записей в качестве вещественного доказательства. Он считает, что легализовать пленки можно только после возбуждения уголовного дела против самого Мельниченко, который нарушил закон, устроив прослушивание кабинета главы государства. Логика в том, что суд вначале должен признать факт незаконных действий Мельниченко, а пленки как результат этих действий впоследствии могут рассматриваться в качестве доказательства в уголовных делах. Грымчак отметил странности в нынешней ситуации: «Складывается впечатление, что Мельниченко работает в Генпрокуратуре внештатно». Он предположил, что бывший сотрудник Госохраны получил гарантии безопасности, в том числе – гарантии, что против него не будет возбуждено уголовное дело. Но именно это позволяет экспертам усомниться в том, что и расследование убийства журналиста Гонгадзе будет доведено до логического завершения.
Вчера утром Леонид Кучма, ранее заявлявший о своей непричастности к этому преступлению, сказал, что теперь он уверен: следствие не располагает доказательствами его вины: «Пленки Мельниченко или сплетни – это притянуто к делу». Однако второй президент не намерен отступать, пока его невиновность не будет доказана.
Но позиция обвиняемого усложняет жизнь другим политикам, чьи голоса могут быть зафиксированы в записях Мельниченко. Депутат Власенко подтвердил, что «если пленки являются доказательством в этом деле (против Кучмы. – «НГ»), то наверняка являются доказательством и по другим делам».
Первый президент Украины Леонид Кравчук в интервью «Украинской правде» опроверг слухи о том, что войну против Кучмы начал нынешний глава государства Виктор Янукович. Он сказал, что присутствовал на закрытом совещании, в ходе которого в 2004 году решалась судьба оранжевой революции. По словам Кравчука, Кучма действительно выступил против применения силы для разгона акции на Майдане, но и Янукович понимал сложность ситуации. Кравчук допускает также, что Янукович с помощью дела против Кучмы решился на «демонтаж кланово-олигархической системы, которую за 20 лет создали в Украине». Он пояснил: «Вы слушали пленки Мельниченко? Разве там идет речь только о Гонгадзе? Если признать их подлинность, то посмотрите – сегодня на высоких постах находится очень много фигурантов записей. Они рекомендовали Кучме, как собирать деньги, как отбирать акции┘»
Сам Мельниченко еще на прошлой неделе заметил, что Украину может ожидать череда сенсационных разоблачений. Он сказал, что в записях есть свидетельства против многих олигархов, незаконным путем наживших состояния в период его президентства. Мельниченко предостерег: «Я не исключаю, что Леонида Даниловича могут физически устранить. Потому что если его нет в живых, то многим олигархам это будет на руку».
Эксперты допускают, что этот пассаж был адресован самому Кучме, которому намекнули на опасность взятой им линии на доведение расследования до конца. Но никто в Киеве не может сказать, чье предупреждение обнародовал Мельниченко: то ли представителей власти, то ли зарубежных сил, которые, возможно, дирижируют действиями экс-охранника. Сам Кучма вчера отметил: «Для меня тоже важно было понять, кто же кукловод. Всем ясно, что он был. Но кто это – для меня тоже вопрос».
Киев