Цены на автозаправках не радуют украинских водителей.
Фото PhotoXPress.ru
На этой неделе украинское правительство предприняло новую попытку стабилизировать ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов. На церемонию подписания очередного меморандума между властью и владельцами украинских НПЗ в среду в Киев приехали президент компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Однако эксперты выступили с дружной критикой итогового документа.
Резкий рост цен на нефтепродукты в Украине был зарегистрирован в конце прошлого – начале нынешнего года. Владельцы НПЗ обвинили в этом поставщиков готовых нефтепродуктов, доля которых на украинском рынке приблизилась к 50%. Правительство даже рассматривало возможность ввести чрезвычайно высокие заградительные пошлины на импорт нефтепродуктов.
Однако приняло во внимание такой аргумент торговцев, как стремительный рост цен на нефть в мире. Кроме того, учитывался тот факт, что треть импортного бензина – топливо европейского качества, которое в Украине пока не производится. В итоге ситуация была заморожена, чиновникам удалось договориться с бизнесменами только о введении ценового коридора на нефтепродукты на украинском рынке.
На днях премьер-министр Николай Азаров признал, что почти все продавцы нарушили договоренности: бензин и дизтопливо продолжали дорожать, хоть и постепенно, без резких скачков. Поэтому появилась новая идея – создать для украинских заводов условия, способствующие наращиванию объемов производства и повышению качества топлива до европейских стандартов. В этом заключается смысл подписанного в среду меморандума.
Согласно документу, правительство обязалось консультироваться с нефтепереработчиками при изменении рамок ценового коридора на нефтепродукты, продающиеся в Украине; препятствовать ввозу контрабандных нефтепродуктов. Кроме того, украинским НПЗ продлили до 2012 года время перехода на европейские стандарты качества продукции, что предполагает модернизацию оборудования. Эксперт агентства «Энергия» Илья Саввин сказал «НГ», что дополнительным мотивационным инструментом для нефтепереработчиков стали два еще не утвержденных документа о поправках в новый Налоговый кодекс: «Речь идет о снижении акцизных сборов и об отмене НДС на ввоз в Украину нефти». Все это, как заявил Николай Азаров, должно привести к увеличению доли украинских нефтепродуктов на рынке до 70%.
Владельцы НПЗ подписались под обязательствами увеличить объемы переработки сырья, придерживаться ценового коридора, проводить модернизацию производственных мощностей. Эксперт Саввин обратил внимание, что в подписанном меморандуме упоминались так и не введенные заградительные пошлины на ввоз готовых нефтепродуктов. «В документе сказано, что нефтепереработчики обязуются не учитывать эту пошлину в своей ценовой политике даже в случае ее введения. Но вроде о введении пошлины речь пока не идет. Возможно, документ не проработали до конца, подписали «сырым», – предполагает он.
Об этом заявил и директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, отметивший, что модернизация, позволяющая перейти на выпуск нефтепродуктов европейского качества, потребует несколько лет и не сможет завершиться к 2012 году. А те владельцы НПЗ, которые уже вложили значительные средства в модернизацию, сталкиваются с другими проблемами. Например, принадлежащий «ЛУКОЙЛу» Одесский НПЗ с октября прошлого года простаивает, поскольку не имеет трубопроводных маршрутов поставок нефти. Вагит Алекперов в Киеве подтвердил, что ситуация на заводе вряд ли изменится, если не будет установлена нулевая ставка НДС на поставки нефти и если не будет принято решение о восстановлении прежней технологической цепочки по поставке нефти из России через Лисичанск в Одессу.
По словам экспертов, эти вопросы пока остаются нерешенными. А чиновники предлагают переработчикам перейти на азербайджанскую нефть. Как сообщили в конце января представители Минэнерго Украины, поставки сырья из Азербайджана начнутся с апреля сего года: в Одессу нефть будет доставляться танкерами, а далее по трубопроводу Одесса–Броды может направляться на западноукраинские НПЗ. Речь шла о поставках 5–8 млн. тонн в год.
По официальным данным, Россия в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года сократила поставки нефти на НПЗ Украины на 10% – до 489,6 тыс. тонн, а в целом украинские НПЗ в первом месяце года снизили закупку нефти на 30% – до 671,3 тыс. тонн.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что в перспективе ситуация может измениться. Но сейчас она определяется тем, что в рамках Таможенного союза нефть ввозится беспошлинно, а это значит, что, например, для белорусских НПЗ она значительно дешевле, чем для украинских. С сегодняшнего дня Россия повышает экспортную пошлину на нефть на 16% – с 365 долл. за тонну до 423,7 долл. за тонну. Поэтому меморандум об увеличении объема переработки на украинских НПЗ пока остается только декларацией добрых намерений. При этом эксперт исключает возможность введения заградительных пошлин на ввоз нефтепродуктов в период нестабильной ситуации и накануне посевной кампании. Он предполагает, что соответствующая строка в меморандуме появилась с прицелом на будущее.
Однако ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», по данным агентства УНИАН, уже выступила с критикой договоренностей правительства и нефтепереработчиков. Представители организации считают, что пошлины, когда бы они ни были введены, приведут к очередному витку роста цен и к дефициту высококачественного топлива. А запланированная отмена взимания НДС на ввоз нефти приведет к недополучению госбюджетом Украины почти 2 млрд. долл. «Крупные бизнесмены, владеющие нефтедобывающими активами и НПЗ, при полной поддержке со стороны чиновников Минэнергоугля в очередной раз хотят переложить свои проблемы и расходы на простых людей и государство», – передало агентство слова руководителя ассоциации Леонида Косянчука.
Киев