0
2336
Газета СНГ Интернет-версия

01.04.2011 00:00:00

Урочище противоречий

Тэги: абхазия, россия, олимпиада, безопасность


абхазия, россия, олимпиада, безопасность В Абхазии опасаются, что часть пляжей может стать российской.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

«Форум национального единства Абхазии» на днях распространил заявление, в котором потребовал от властей республики «не уступать России ни метра земли». Реакция вызвана переговорами Сухума и Москвы по вопросам делимитации и демаркации межгосударственной границы. Согласно просочившейся информации, Россия претендует на 160 км вдоль приграничной реки Псоу с урочищем Аибга на северо-западе Абхазии. Такой интерес может исходить из распоряжения президента Дмитрия Медведева: обеспечить максимальную безопасность Олимпийских игр в Сочи.

Секретность переговоров, как правило, порождает слухи. Абхазская оппозиция в эти дни говорит о намерениях Москвы «отхватить большую часть Гагрского района». Сухумская газета «Новый день» заподозрила, что в плане отторжения земель фигурируют окрестности знаменитого озера Рица, где «для развлечения гостей сочинской Олимпиады будет построен новый «Лас-Вегас». Власти Абхазии неохотно комментируют ситуацию. «Не надо торопить события и публиковать будоражащие сведения. Ничего не решено, идет переговорный процесс, в котором будут учтены обоюдные интересы так, как принято между стратегическими союзниками», – сказал «НГ» представитель правительства республики, попутно разъяснив интересы Абхазии: границы оставить точно такими же, как в день распада СССР.

Ограничение комментариев, чтобы «не будоражить население», приносит обратный результат. В обществе периодически прорывается недовольство отношением Москвы к республике – мол, не потому кровь в войне с Грузией проливали, чтобы оказаться под Россией и земли уступать.

Масла в огонь подлило интервью главы абхазской делегации на переговорах по вопросам делимитации и демаркации границы Валерия Кварчия сухумской газете «Нужная». Он сообщил, что еще в феврале из Москвы было получено описание новой линии границы между Абхазией и Россией. Документ по складывающейся печальной традиции оказался анонимным – без подписи и печати. Поэтому, по словам Кварчии, абхазская сторона не стала его рассматривать в качестве официального. Но других предложений пока нет. В ходе завершившегося в Москве раунда переговоров стороны большей частью обсуждали упомянутый участок по реке Псоу.

Лидер Народной партии Абхазии Якуб Лакоба, комментируя разногласия, заявил журналистам, что появление «спорного проекта госграницы может быть провокацией». «Абхазские политики должны довести до общественности свою ясную позицию... Если же это не провокация с целью вызвать напряженность в Абхазии, то те, кто стоит за подобными планами, не найдут понимания у абхазского народа», – сказал Лакоба.

Но он, похоже, несколько переоценивает отношение населения Абхазии к проблеме. Неправительственная организация «Аинцихара – дети одной земли» провела опрос среди 300 абхазцев для выявления отношения к возможной передаче части территории России, и, по словам главы НПО Тамары Мукба, 10% респондентов высказались «за», а 30% воздержались от ответа.

Интересы России к урочищу Аибга могут быть продиктованы старой горной дорогой, ведущей к Красной Поляне. Поэтому в Сухуме считают, что инициаторов отторжения абхазской территории стоит искать среди тех, кто имеет прямое отношение к олимпийским стройкам. «Разные люди привязываются к этому делу. Я не сомневаюсь, что высшее руководство России – ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев – такое не стали бы затевать», – полагает тот же Лакоба. Впрочем, с другой стороны, именно президент РФ поручил всем структурам обеспечить максимальный уровень безопасности будущих Олимпийских игр, вспомнив в этом контексте «такого беспокойного соседа, как Грузия». От самой Грузии Аибга расположено достаточно далеко, но «источников» для беспокойств в кавказском регионе хватает. И, возможно, именно под этим углом стоит рассматривать желание России присоединить урочище Аибга со всеми его полузаброшенными дорогами.


Сергей Багапш оказался перед угрозой отторжения земель стратегическим союзником.
Фото PhotoXPress.ru

Сам «беспокойный сосед» к протекающему процессу делимитации и демаркации границы относится сдержаннее, чем можно было предположить. В аппарате президента ситуацию не комментируют. «На этот вопрос уже отреагировал МИД Грузии, и этого пока достаточно», – заявила пресс-спикер президента Манана Манджагаладзе. Внешнеполитическое же ведомство назвало российско-абхазские переговоры нелегитимными. «Есть лишь грузино-российская граница, вопрос о делимитации и демаркации которой не нуждается в решении, и эта граница очень четкая. Любая попытка создать формальную, нелегальную комиссию является незаконной... Это не имеет никакой силы с юридической точки зрения и нелегитимно с точки зрения международного права. Путь, которым продолжает следовать руководство России, – захват территорий Грузии и узаконивание захвата через создание подобной псевдокомиссии», – сказала замминистра иностранных дел Нино Каландадзе.

Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе считает, что «спорная территория» – действительно сложный вопрос, поскольку урочище Аибга на различных картах относится то к России, то к Абхазии. Поэтому если бы вопросы демаркации обсуждались даже между Москвой и Тбилиси, то споров не избежать. «Само поселение Аибга находится на обоих берегах Псоу. Номинально правый берег считался российским, а левый – грузинским. Однако есть карты, на которых полоса правой стороны тоже включена в Грузию... Во времена Российской империи Гагрский край, весь нынешний Гантиади и Аибга относились к прибрежной области, остальное – к Сухумскому округу. Если и не существующий конфликт, то эта проблема у России все равно была бы с Грузией. Так же, как, например, в Хевсурети все еще не решена проблема села Пичвеби или пропускного пункта Ларси», – сказал Арешидзе. Что же касается конкретно урочища Аибга, то, по мнению эксперта, все зависит от желания Москвы. «Чтобы не обострять ситуацию, она может отказаться от притязаний. Но может также и объявить, что, допустим, Гантиади – русский поселок, там абхазы никогда не жили, поэтому это наше и т.д. За отторжением земель ничего не последует – самостоятельно Абхазия противостоять России никак не сможет», – полагает Арешидзе.

В МИДе РФ на вопрос «НГ» о возникших с Абхазией разногласиях затребовали письменный запрос и обещали прокомментировать ситуацию позже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3183
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3553
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2594
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4580

Другие новости