Виктор Янукович выбрал не тот антикризисный ход.
Фото Reuters
Со вчерашнего дня уголовное дело против Леонида Кучмы получило новое направление. Интересы второго президента Украины теперь защищает американский адвокат Алан Дершовиц, считающийся одним из лучших и самых известных в США. Профессиональная линия защиты в итоге может, по мнению многих украинских экспертов, повернуть ситуацию против тех, кто инициировал расследование. Причем в политических кругах все громче звучит версия о том, что идею «маленькой победоносной войны» предложили команде Януковича американские же консультанты.
Пиарщики и политтехнологи из США традиционно пользуются доверием украинских политиков. По данным открытых источников, на прошлых президентских выборах в команде Ющенко работали компания PBN и Марк Пенн, ранее сотрудничавший с Хиллари Клинтон; штабу Юлии Тимошенко помогала команда Дэвида Аксельрода, прославившаяся участием в проведении кампании Барака Обамы. Виктор Янукович прибег к услугам не менее известного в США Пола Манафорта, с которым у Партии регионов давний опыт сотрудничества. Еще накануне предвыборной гонки соратник Януковича, ранее возглавлявший штаб партии, Борис Колесников признал в интервью газете «Дело»: «Манафорт работает с нами с 2005 года. Думаю, на этих выборах тоже будем его привлекать».
На днях один из представителей правящей в Украине партии сказал «НГ», что команда Манафорта обеспечила Партии регионов две убедительные победы на парламентских выборах – в 2006 и в 2007 годах. Американцы же, по словам собеседника «НГ», все последние годы занимались формированием нового образа Януковича – добродушного, приветливого, пусть нескладно, но уверенно и спокойно излагающего свои мысли.
Сам Манафорт несколько лет тому назад сказал газете New York Times, что его работа выходит за рамки обычного бизнеса, поскольку своей деятельностью в Украине он «пытается сыграть конструктивную роль в развитии демократии».
В годовщину президентства Януковича перед его пиарщиками и советниками встала непростая задача: сохранить стабильность в условиях новой волны протестных акций и революционных настроений. Рост цен на продукты и повышение тарифов, грядущая пенсионная реформа и новые задолженности по выплатам бюджетникам – все это создало взрывоопасную ситуацию. На прошлой неделе десятки тысяч учителей вышли на улицы, требуя повышения зарплаты. По данным опроса, проведенного Институтом Горшенина, действия педагогов поддержали 77,6% украинцев, еще 45,3% заявили о готовности лично участвовать в протестах.
Именно в этот момент появилось «дело Кучмы», затмившее все иные темы. Украинская оппозиция сразу же заявила, что власть пытается таким образом отвлечь внимание людей от реальных проблем. Некоторые СМИ допустили, что антикризисный пиар-ход предложили Виктору Януковичу его американские консультанты. По данным газеты «Левый берег», президент получил на выбор два сценария: либо дело против Кучмы, либо отставка министра образования Дмитрия Табачника. И то и другое решение способно было смягчить атмосферу в обществе.
Политолог Виктор Небоженко допускает, что «худший за всю жизнь совет» Янукович получил от американцев. Это мнение разделяет еще один эксперт Константин Бондаренко: «Какой из двух сценариев выберет глава государства – было вполне прогнозируемо. Уволить Табачника, который действительно раздражает многих украинцев, означало бы ухудшить и без того сейчас непростые отношения с Москвой. Зато по отношению к Кучме, который в 2004 году отказался идти на поводу у Януковича и силой разгонять майдан, осталась обида», – отметил эксперт. Политологи сходятся во мнении, что команда Януковича клюнула на удочку простого решения тактической проблемы, не просчитав опасные для себя стратегические последствия дела против Кучмы.
Ранее руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил главную опасность – дело против второго президента построено на таком вещественном доказательстве, как тайные диктофонные записи экс-охранника Мельниченко. Но на многочасовых записях зафиксированы разговоры очень многих людей, и не только о журналисте Гонгадзе. Он сказал, что в результате расследование против Кучмы может закончиться многими другими уголовными делами.
Вчера же в СМИ попала информация из Генпрокуратуры, свидетельствующая, что у следствия нет доказательств, что Кучма отдал главе МВД приказ об убийстве Гонгадзе. В официальных документах фигурирует формулировка о «незаконном влиянии» с целью заставить журналиста отказаться от написания критических статей. Зато на сегодня на допрос в Генпрокуратуру вызваны несколько бывших чиновников в окружении главы государства: экс-председатель Службы безопасности Украины Леонид Деркач, экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук, экс-глава президентской администрации Виктор Медведчук, а также, по данным «НГ», экс-председатель парламента, первым обнародовавший записи Мельниченко, Александр Мороз. Эксперты прогнозируют, что с каждым днем этот круг будет расширяться.
«Ситуация уже вышла из-под контроля: дело нарастает снежным комом, создавая угрозы для многих политиков, в том числе – в окружении действующего президента. Это создает множество конфликтных ситуаций, линий напряжения внутри команды власти, расшатывает систему изнутри. Те монолитность рядов и единство целей, к которым стремился Янукович, могут быть уничтожены. Если учесть слабость украинских государственных институтов, то ситуация действительно очень опасна», – пояснил Небоженко. Он добавил, что чем бы ни закончилось уголовное дело, но в среде украинской элиты уже не действует принцип внутренних договоренностей и взаимных гарантий: никто никому не доверяет. В таких условиях власть уязвима для внешних влияний.
Директор компании Berta Communications Тарас Березовец уверен: «Это была политтехнология, причем очень хорошо проработанная». Но сомневается, что ситуацию создали американские специалисты: «Я слышал, что офис (Манафорта. – «НГ») в Киеве остался, люди работают. Но влияние американцев сейчас несоизмеримо меньше, чем до выборов». Эксперт допускает, что разные группы влияния в окружении Януковича воспользовались вывеской американских политтехнологов, чтобы с помощью «дела Кучмы» «начать большую олигархическую войну, предполагающую передел сфер влияния и ресурсов».
Небоженко не согласен с таким мнением: «Если бы эту бомбу решили взорвать украинцы, то просчитали бы последствия каждый для себя. Или хотя бы задумались о последствиях». Правда, он уточняет, что американские политтехнологи, с которыми работает Партия регионов, тоже непричастны к разработке плана. «Столь сложные и многоходовые комбинации, как мне кажется, – это уровень не ремесленников-политтехнологов, а консультантов по стратегическому планированию, которых в мире – единицы», – отметил эксперт, допустив, что сценарий разрабатывался за пределами Украины и в нужный момент был подброшен Киеву в качестве антикризисного хода. На деле он может вылиться в то, что у украинских политиков, подавляющее большинство из которых состоялось во времена правления Кучмы, а многие фигурируют в записях Мельниченко, будут связаны руки. «Если кто-то боялся, что Украина станет слишком тесно сотрудничать с Россией или что команда Януковича станет напоминать режим Лукашенко, вследствие чего некие западные игроки потеряют возможность контролировать огромное и стратегически важное пространство между Россией и ЕС, то теперь ситуация изменилась», – сказал Небоженко.
Киев