Давиду Бакрадзе пришлось отложить визит в Израиль.
Фото Reuters
Тбилисский городской суд завершил слушания по делу израильских бизнесменов Рони Фукса и Зеэва Френкеля, и завтра ожидается оглашение приговора. Фукс и Френкель были арестованы в Батуми в октябре прошлого года по обвинению в попытке дачи крупной взятки заместителю министра финансов Грузии Автандилу Хараидзе. Инцидент вызвал напряженность в израильско-грузинских отношениях, вплоть до того что Тель-Авив отменил запланированные визиты в Израиль высокопоставленных представителей грузинских властей.
Статья, по которой обвиняются предприниматели, предполагает лишение свободы сроком до 8 лет. Адвокат на процессе Арчил Кбилашвили заявил журналистам, что обвиняемые не признают вины и при объективном рассмотрении дела должны обрести свободу. Но подчеркнул, что в счастливый сценарий не верит.
История с арестом Фукса и Френкеля выглядит мутной, несмотря на наличие видеозаписи, запечатлевшей попытку дать взятку. Изложенная грузинскими СМИ история оставляла впечатление некой недосказанности. Окружение бизнесменов не раз высказывало уверенность в том, что если Фукс и Френкель и решились дать взятку, то их на это спровоцировала грузинская сторона. За попавших в беду соотечественников ходатайствовали власти Израиля. Однако даже обращение группы депутатов Кнессетта грузинскую сторону не удовлетворило. Попытку вытащить их предприняла «смешанная группа» представителей духовенства и бизнес-кругов – выходцев из Грузии. Однако прибывшие на прошлой неделе в Тбилиси раввины Яков Гугушвили и Давид Гроссман, а также миллиардер Михаил Мирилашвили через несколько дней отбыли ни с чем. Грузинская сторона не поддалась на посулы реализовать несколько крупных экономических проектов в обмен на свободу Френкеля и Фукса.
Комментируя принципиальность Тбилиси, лидер парламентского большинства Петрэ Цискаришвили заявил, что «Грузии не нужны бизнесмены типа Рони Фукса и Зеэва Френкеля». «На их примере все те предприниматели, которые хотят приехать в Грузию с целью дачи взятки и впоследствии вымогать деньги у государства, могут не беспокоиться и оставаться у себя на родине». По его словам, арестованные израильтяне в начале 90-х годов путем различных комбинаций получили эксклюзивное право на перевозку, транспортировку и добычу нефти. Революция роз положила конец «грабительскому предпринимательству», однако израильтяне не смирились, но когда в течение 7–8 лет не смогли добиться в судах «справедливости», то попытались подкупить чиновников, чтобы в дальнейшем вымогать деньги у государства (Грузии. – «НГ»).
Между тем израильские СМИ в эти дни пишут о том, что подобная принципиальность может Грузии выйти боком – позитивное отношение Израиля к ней может быть подкорректировано. В частности, недавно Тель-Авив попросил отложить визит в Израиль спикера парламента Грузии Давида Бакрадзе, а министра экономики Веру Кобалия поставили в известность о том, что ее не ждут на крупном туристическом форуме в Иерусалиме. Возможно, в этот же ряд стоит внести и то, что несколько представителей грузинского правительства, прибывших в Тель-Авив с национальной футбольной сборной, за матчем на стадионе «Блумфилд» наблюдали не из лож для гостей, а с трибуны, в окружении обычных болельщиков.
По оценке бывшего министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили, урегулирование отношений с Израилем входит в первую очередь в интересы Грузии, правда, «не за счет ущемления правосудия». «Срыв запланированных визитов бесспорно указывает на разногласия между странами, что очень неприятно, и грузинская сторона должна сделать все для того, чтобы решить эту проблему. Между Грузией и Израилем всегда были, и как мне кажется, и сегодня имеют место самые хорошие отношения, что исходит из стратегических интересов обеих стран. Здесь совершенно неприемлемо подобное недоразумение», – заявил журналистам Менагаришвили и добавил, что в случае крайнего обострения отношении между двумя странами Грузия потеряет наиважнейшего союзника и бизнес-инвестиции.