Центральноазиатский тигр готовится 3 апреля провести досрочные выборы президента, победу в которых эксперты заранее прочат нынешнему главе государства Нурсултану Назарбаеву. Главный политический советник президента Казахстана Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ ответил на вопросы внештатного корреспондента Александра АХЛОПОВА и пояснил, почему в Казахстане не было и нет альтернативы действующему президенту.
– Решение о проведении досрочных президентских выборов далось Казахстану непросто. Скажите, почему президент Назарбаев был против референдума?
– Президент Назарбаев с самого начала настаивал на том, что все должно быть так, как записано в Конституции, он очень щепетильно к этому относится. Надо было найти выход из ситуации, сложившейся в ходе кампании по проведению референдума, которая продолжалась в Казахстане весь январь. Свыше пяти миллионов граждан высказались за продление полномочий президента. Но Конституционный совет принял решение о неконституционности этого референдума. Теперь по логике вещей президенту надо было либо распустить парламент, который ошибся, дважды преодолев вето президента, либо провести референдум. Президент готов был отменить и решение Конституционного совета, у него есть такие полномочия. Но это было бы неэффективное и непопулярное решение. К тому же США и ЕС осудили решение о проведении референдума. Думаю, Россия тоже отнеслась бы к этому отрицательно. Аналитики говорят, что 3 апреля де-юре будут выборы, но де-факто это все-таки референдум по продлению полномочий действующего президента, потому что рейтинг Нурсултана Назарбаева зашкаливает по всем опросам за 90%.
– В президенты баллотируются четыре кандидата. У каждого из них своя предвыборная программа. Есть ли там идеи, которые нынешняя власть готова взять на вооружение после выборов?
– Три кандидата, которые соперничают с Нурсултаном Назарбаевым, – это глава Партии патриотов Казахстана сенатор Гани Касымов, коммунист Жамбыл Ахметбеков и эколог Мэлс Елеусизов. Они не скрывают, что ведут борьбу за второе место. Это даст одному из кандидатов статус общенационального лидера и возможность успешно выступить в будущей парламентской избирательной кампании. На самом деле, это конкуренция личностей, а не программ. Противопоставить что-либо серьезное программе президента Назарбаева невозможно. Он поставил грандиозную задачу перед Казахстаном до 2020 года. Сердцевина его программы – это индустриальная инновационная программа, создание собственного товарного производства, конкурентоспособной экономики. Еще раз повторю, что по всем опросам рейтинг президента очень высокий, настолько, что представители радикальной оппозиции даже отказались от участия в выборах. Они понимают, что у них нет шансов. Хотя их представители сейчас вошли в избирательные комиссии в Алматы и ряде других регионов.
– Казахстанская радикальная оппозиция бойкотирует выборы. Делается ли что-нибудь, чтобы оппозиция приняла участие в цивилизованном политическом процессе?
– Вы знаете, это беда и оппозиции, и власти одновременно. Я думаю, что и в России такая же ситуация – власть и оппозиция ошибочно полагают, что должны пребывать в перманентной конфронтации. Наша оппозиция не стремится стать системной. Они отрицают всё и вся. Не признают абсолютно никаких успехов действующего президента и правительства. Призывают отправить правительство в отставку и выдвигают лозунг «Казахстан без Назарбаева». Есть у них предложения и о том, чтобы вообще упразднить институт президентства в Казахстане. Если подавляющее большинство народа поддерживает Назарбаева, можно ли считать такой подход радикальной оппозиции конструктивным? Смотрите сами, в 94-м году ВВП на душу населения у нас был, как сейчас в Кыргызстане, 700–800 долларов. По состоянию на 1 января 2011 года этот показатель составил 9000 долларов на человека. Разве это не говорит о том, что мы идем по правильному пути? Когда я встречался с президентом, он мне сказал, что будет баллотироваться на выборах и в 2016 году, пока не завершит инновационно-индустриальную программу развития Казахстана.
– Сменит ли президент после выборов кабинет министров? Какие дополнительные полномочия получит парламент?
– После выборов до инаугурации президента вся исполнительная власть обязана подать в отставку и исполнять свои обязанности до нового назначения. Кто конкретно возглавит правительство, я не знаю, это решает президент. Возможны перестановки в регионах. Что касается парламента, то 28 января, выступая в парламенте с посланием к народу, президент заявил, что политическая модернизация продолжится, и функции парламента будут расширены. Представленные там партии будут участвовать в формировании правительства. Это реальный шаг от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской системе. Такие изменения должны произойти в ближайшие пять лет. Должен реально заработать принцип разделения властей, чтобы система стала устойчивой не благодаря личности, а благодаря исправно работающим государственным институтам.
– Как соотносятся российский и азиатский векторы внешней политики Казахстана? Может ли подъем китайской экономики повлиять на выбор приоритетов?
– Приоритетным направлением была и остается Россия. Казахстан может создать конкурентоспособную экономику только в интеграционном союзе с другими странами. И Таможенный союз, куда вошли Казахстан, Россия и Беларусь, это первый шаг на пути создания будущего экономического союза. Пока он только начинает работать, но перспективы очень большие. Казахстан с населением в 16 миллионов человек открывает для себя 180-миллионный рынок. Что касается Китая, то он ощутимо присутствует в Казахстане. Они осваивают наши углеводородные ресурсы, строят нефтепровод из Западного Казахстана в Западный Китай. Китайская экономика не может существовать без нефти, ведь они вынуждены ежегодно закупать свыше 200 миллионов тонн. Поэтому они активно ищут углеводороды везде. Китай является нашим крупным партнером в этой области, но наравне с китайским направлением нефть будет идти и на Новороссийск. Все это отвечает задачам, поставленным президентом Назарбаевым, который строит многовекторную внешнюю политику.