Ситуация на рынке мобильной связи никогда не бывает стабильной. И в силу динамичности развития самой отрасли, и в силу количества игроков, так или иначе участвующих в развитии рынка. Там, где много участников, неизбежны, увы, корпоративные и прочие конфликты. Тем более они неизбежны в условиях резких колебаний политической конъюнктуры.
Республика Кыргызстан в этом смысле, пожалуй, наиболее показательный регион. По количеству революций на единицу времени – 15 последних лет – она значительно опередила все страны СНГ. Было бы странным, если бы при таких исходных политических составляющих не происходило новых переделов собственности, соперничества за рынки сбыта и прочих проявлений конкурентной борьбы. Всем этим джентльменским набором киргизская экономическая жизнь полна, что, с одной стороны, свидетельствует о прозрачности этой самой жизни, а с другой – о хрупкости правовых конструкций, которые служат опорой экономическим процессам.
Киргизские СМИ активно обсуждают скандальную ситуацию, сложившуюся вокруг одного из крупнейших операторов мобильной связи «Мегаком». История эта ведет отсчет с 2005 года, когда компания российских предпринимателей Владимира Андросика и Дмитрия Ивантера Penwell Business Limited приобрела 100% уставного капитала «БиМоКом» – последняя предоставляла услуги связи под торговой маркой «Мегаком».
Впоследствии предприниматели продали 49% акций компании «Альфа-Телеком», контроль над которой приписывался сыну тогдашнего президента страны Максиму Бакиеву. Ход этот вполне вписывался в логику бизнеса.
В 2010 году случилась очередная «революция тюльпанов», и вслед за ней – неизбежная дележка пирога. Под раздачу попал и «Мегаком». Киргизское правительство национализировало 49% акций «Альфа-Телеком» и арестовало все имущество мобильного оператора.
Дальше события развивались по формуле – «кто поспел, тот и съел». Российский предприниматель Глеб Огнянников заявил, что законным владельцем «Мегакома» является именно он. В качестве доводов предъявил факт сделки о купле-продаже акций «Мегакома» от 2008 года. Такая сделка тогда действительно состоялась.
«В ноябре 2007 года, – сообщает агентство Regions.ru, – в Penwell Business Limited сменился конечный бенефициар: держатель акций – компания Eventis – была продана панамским офшорам Minsteroad Overseas S.A. и Trasola International Inc., конечным собственником которых являлся российский бизнесмен Глеб Огнянников (его имя участники рынка связывают с экс-министром связи РФ Леонидом Рейманом).
Все бы ничего, но, по некоторым данным, Андросик и Ивантер не проинформировали Огнянникова и Реймана о том, что продажа акций «Мегакома» противоречит условиям допсоглашения между совладельцами компании, – сообщает агентство. – Суть условий заключалась в том, что, если в одной из компаний-акционеров менялся собственник, партнер получал право на покупку ее доли по номиналу. Проще говоря, соглашение запрещало продавать акции «Мегакома» третьей стороне без предоставления права преимущественного выкупа партнеру – нарушитель исключался из числа акционеров».
Во время послереволюционной неразберихи Огнянникову удалось стать управляющим активами «Мегакома». Поддержку ему в этом деле оказал и.о. генпрокурора республики Кубатбек Байболов. Причем эту версию озвучил представитель интересов государства в «Мегакоме» Азамат Мурзалиев. По его мнению, как пишет Deutsche Welle, причина такой поддержки носила финансовый характер – «Мегаком» выплатил 400 тыс. долл. компании, учредителем которой являлась супруга генпрокурора Нуржамал Байболова. Парламентская фракция «Республика» обратилась к президенту страны с просьбой рассмотреть вопрос об отстранении Кубатбека Байболова от должности.
В итоге корпоративный конфликт получил скандальную политическую окраску. В пропагандистский бой бросили артиллерию – правда, не тяжелую и даже не среднюю, а легкую. Сегодня вес экс-министра Реймана совсем не тот, чтобы «заряжать» по-крупному, поэтому, как пишет Regions.ru, «единственным достижением Реймана в его устремлениях продемонстрировать киргизским властям стоящую за ним «руку Москвы» стал визит в Бишкек 10 марта двух депутатов Госдумы РФ – Алексея Островского (ЛДПР) и Семена Багдасарова («Справедливая Россия»). Гости сделали заявления в том духе, что ситуация с «Мегакомом» «накладывает отпечаток на взаимоотношения двух стран».
Справедливости ради заметим, что в Киргизии депутатские заявления не восприняли как официальную позицию Кремля. Да и о какой позиции Кремля могла идти речь, если «лоббисты нацинтересов» представляли партии отнюдь не ведущие, да и репутация у обоих, похоже, неоднозначная. Так что попытка политизировать конфликт вокруг «Мегакома» оказалась малоуспешной.
Как считает эксперт консалтинговой компании ASE Cons Comp Виктор Соколов, «политическое лоббирование уместно, когда оно отстаивает действительно национальные интересы. Когда же оно является вмешательством в спор хозяйствующих субъектов, то наносит репутационный ущерб и участникам корпоративного спора, и политическим деятелям, участвующим в лоббировании. В споре вокруг «Мегакома» налицо попытка пролоббировать интересы одной из сторон экономического конфликта. Между тем на выходе в таком прямолинейном давлении минусов больше, чем плюсов. На мой взгляд, участникам спора продуктивней отстаивать свои интересы в рамках правового поля – через суды, прессу. Примешивать «высшие потусторонние силы» – Кремль, президентов, депутатов – точно неуместно».