В правительстве Киргизии не намерены уступать давлению со стороны преступников.
Фото РИА Новости
В Киргизии четвертый день бунтуют тюрьмы. По разным данным, объявили голодовку от 35 до 200 человек. Вчера, по сообщению официальных лиц, двое из голодающих умерли. Родственники заключенных и поддерживающие их лица проводят пикеты в Бишкеке и Оше, требуя широкой амнистии. В прокуратуре республики заявляют, что волнения заказаны семьей экс-президента Курманбека Бакиева.
Родственники осужденных утверждают: цель голодовки в том, чтобы выразить протест «против невыносимых условий содержания». Официальные лица, в том числе руководство Госслужбы исполнения наказаний (ГСИН), считают, что «акция организована негативно настроенными зэками в защиту вора в законе Камчи Кольбаева и против объявленной властями войны организованной преступности». Источники «НГ» в силовых структурах Киргизии информацию о запланированности акций подтверждают: «Голодовки являются частью заранее запланированной акции┘ Информация о подготовке к ней поступила к нам несколько недель назад».
Между тем есть и другая версия. Вчера спецпрокурор Киргизии Кубанычбек Мамакеев заявил, что к массовой голодовке в большинстве исправительных учреждений республики причастна семья экс-президента Курманбека Бакиева. «К акции голодовки, проходящей в исправительной системе Киргизии, причастна семья экс-президента», – сказал Мамакеев Интерфаксу. Он отметил, что, по имеющейся оперативной информации, «в толпе митингующих у здания исправительной колонии № 10 в Джалал-Абаде (юг Киргизии) были замечены родственники Курманбека Бакиева».
Впрочем, раскачать ситуацию на зонах и СИЗО не составляет особого труда. Всего в республике 5 колоний, 12 тюрем и 19 поселений, в которых в общей сложности содержатся 17 тыс. заключенных. На содержание каждого из них тратится в среднем 100 руб. (в пересчете с местной валюты) в день, из них на питание уходит 37 руб. Полностью эти суммы до «сидельцев» не доходят, выделенные государством деньги разворовываются. Понятно, что прожить на оставшиеся копейки заключенные не могут и недостающие финансы поступают в зоны извне – из «общака».
По свидетельству источников, границы исправительных учреждений во многом прозрачны – желающие без особых проблем могут заказать для себя наркотики, алкоголь, сотовые телефоны и прочее. Бывали случаи, когда крупные криминальные авторитеты с женами жили в колониях под охраной вооруженных телохранителей, практически полностью контролируя жизнь учреждения.
Среди множества проблем, связанных с киргизскими колониями, можно выделить низкую зарплату персонала, слабое финансирование деятельности учреждений в целом, недостаточное медицинское обслуживание, нарушение норм содержания, вымогательство денег у заключенных со стороны охраны в одних колониях и шантаж надзирателей заключенными в других. Также надо отметить тот факт, что в Киргизии приговоренные к пожизненному сроку из-за отсутствия спецколонии отбывают наказание в СИЗО. Как сообщила «НГ» представитель Комитета по защите прав пожизненно осужденных Нурия Вальмахметова, «к этим людям применяется «этап карусели» – их возят по различным тюрьмам и колониям в течение года, а в результате они все равно оказываются в подвале СИЗО, условия содержания в котором не соответствует никаким нормам».
Интересно, что рост напряженности в киргизских колониях совпал с объявлением местными властями очередной войны криминалу. За последнее время, по данным МВД, милиция усилила действия по борьбе с организованной преступностью, были задержаны 180 членов преступных группировок. В числе последних сын одного из наиболее известных авторитетов – Камчи Кольбаева (сам он недавно покинул страну). Его родственники, выстроившись в пикеты, требуют, чтобы правоохранители связались с ним и амнистировали заключенных. Вице-премьер Киргизии Шамиль Атаханов, курирующий силовой блок, заявил вчера на совещании по вопросам реформирования судебной и правоохранительной системы Киргизии: «Бунты в местах заключения говорят об эффективности работы правоохранительных органов». Однако ряд правозащитников на развернувшуюся в стране кампанию по борьбе с криминалом отреагировали заявлениями о «репрессиях со стороны правоохранительных органов».
Напомним, бунты в тюрьмах Киргизии случались и раньше. В ноябре 2005 года взбунтовались сразу несколько ИК (исправительных колоний), тогда в результате столкновений с охранниками погибли более 20 заключенных.
Бишкек