«Нафтогаз» на пороге перемен.
Фото ИТАР-ТАСС
На этой неделе президент Виктор Янукович впервые допустил продажу пакета акций национальной компании «Нафтогаз Украины». Министр энергетики Юрий Бойко уточнил: миноритарный пакет будет размещен на западных фондовых биржах, а Киев надеется в результате получить 5–6 млрд. долл. Эту идею две недели назад озвучил председатель совета директоров группы компаний Group DF, совладелец «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ. По мнению экспертов, продажа акций «Нафтогаза» противоречит планам «Газпрома» по созданию СП с этой компанией.
Предложение главы государства прозвучало в контексте обсуждения проблем нефтегазового сектора Украины. Янукович сказал: «Нам необходимо привлечь средства на внешних и внутренних рынках для обеспечения финансовой стабилизации «Нафтогаза Украины».
Он отметил, что необходимо «создать на ее базе прозрачную и эффективную вертикально интегрированную компанию. Если для этого необходимо поступиться частью компании и продать на международных биржах определенную часть акций, на это надо идти».
Ранее украинская сторона никогда не допускала такой возможности. Впервые о необходимости размещения акций пару недель тому назад заявил в интервью французскому журналу Politique Internationale Дмитрий Фирташ: «Мое мнение – и я убеждаю в этом и правительство, и президента, – что «Нафтогаз» надо выводить на фондовый рынок. И продавать 20–25% его акций». Этот шаг, по мнению Фирташа, позволил бы Украине в перспективе привлечь до 20 млрд. долл. инвестиций. В противном случае пришлось бы соглашаться на предложение «Газпрома», которое Фирташ считает невыгодным для Украины. «Создание газового консорциума ничего не даст Украине. Первое: состояние украинской газотранспортной системы лучше, чем российской. Второе: этот проект предполагает объединение «Газпрома» с «Нафтогазом». Но это предполагаемое слияние на самом деле будет просто поглощением «Нафтогаза» «Газпромом», – обнародовали украинские агентства часть интервью Фирташа.
Примечательно, что спустя несколько дней после публикации интервью глава правления «Нафтогаза» Евгений Бакулин подтвердил, что уже в 2012–1013 годах компания намерена выйти на IPO. Затем идею озвучил глава государства, а спустя несколько дней профильный министр сказал, что подготовительные работы к размещению акций уже ведутся.
Некоторые эксперты считают, что Фирташ интригует, чтобы ухудшить отношения украинской власти с «Газпромом», поскольку имеет собственные виды на стратегический объект. Другие уверены, что Фирташ, напротив, действует в пользу российской компании, которая якобы сможет, купив пакет акций «Нафтогаза», усилить свои позиции в переговорном процессе по слиянию. Обе версии опроверг министр Бойко: «Это продажа на фондовом рынке. Никакого одного покупателя не будет».
Экс-советник премьера по энергетическим вопросам, представитель фракции Юлии Тимошенко в парламенте Александр Гудыма уверен в одном – что продажа даже небольшого пакета акций «Нафтогаза» будет означать потерю контроля государства над самыми важными объектами инфраструктуры: магистральными газопроводами и подземными газохранилищами.
Руководитель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что слова Януковича неправильно истолковали, ведь, во-первых, ГТС и хранилища газа не являются частью «Нафтогаза», а только переданы в управление национальной компании, поэтому они останутся в госсобственности даже в случае продажи пакета акций «Нафтогаза». Во-вторых, законы Украины прямо запрещают какие-либо действия в отношении имущества «Нафтогаза», которое, как считает эксперт, не имеет никакой особой ценности без названных стратегических объектов.
«В целом идея Виктора Януковича правильна, но преждевременна. Чтобы продажа пакета акций «Нафтогаза» имела смысл, необходимо сделать несколько вещей. Внести изменения в законодательство, разблокировав саму возможность продажи. Провести масштабную реорганизацию «Нафтогаза», повысив прозрачность компании и уровень корпоративного управления, чтобы заинтересовать крупных инвесторов. Кроме того – уменьшить долговые обязательства компании. Затем – реформировать весь нефтегазовый сектор Украины, потому что в нынешних условиях успешная и прибыльная работа «Нафтогаза» невозможна», – сказал Омельченко, уточнив, что на все это понадобится несколько лет. По мнению эксперта, до 2015 года вряд ли удастся изменить ситуацию так, чтобы размещение акций «Нафтогаза» принесло ожидаемый результат.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский не видит проблемы в положительном голосовании парламентского большинства за внесение изменений в украинское законодательство. «При наличии политической воли все это можно сделать относительно быстро. Дольше и сложнее подготовить национальную компанию к IPO, но и это решаемый вопрос. Проблема в другом: из-за популистской политики местных властей, стремящихся сохранить в своих регионах дешевое отопление и воду, предприятия Теплокоммунэнерго стали хроническими должниками перед «Нафтогазом». Только за текущий отопительный период сумма долгов увеличилась примерно на 1 миллиард долларов. Получается, что, несмотря на повышение с 1 августа прошлого года тарифов на внутреннем рынке, «Нафтогаз» продает газ почти вдвое дешевле закупочной цены. О сумме задолженности промышленных предприятий, которые платят по рыночным ценам, ничего официально не сообщается», – сказал эксперт, уточнив, что без реформы внутреннего рынка улучшить положение «Нафтогаза» или выгодно продать пакет акций компании невозможно.
Эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич уверен, что о выгодной продаже акций украинской компании не может быть и речи: «Что будет предлагаться инвесторам в ходе предлагаемого IPO «Нафтогаза Украины»? Акции компании, которая уже допустила технический дефолт по еврооблигациям на сумму 500 миллионов долларов со сроком погашения в октябре 2009 года? Акции компании, убыток которой по итогам 2010 года превысил 2,5 миллиарда долларов, а кредиторская задолженность продолжает увеличиваться?»
Сотрудник крупной инвестиционной компании в неофициальном комментарии «НГ» подтвердил: «Компания работает в режиме тайны: не известны ни сумма ее задолженности, ни стоимость активов, а это, видимо, примерно равные величины. Известно только, что на модернизацию ГТС требуются миллиарды долларов. Какому серьезному инвестору нужна такая головная боль?», – задался вопросом собеседник «НГ», предположив, что «авантюра с размещением акций сейчас может заинтересовать только «Газпром» либо компанию Фирташа».
Еще одной возможной причиной сенсационного заявления эксперт назвал демарш украинской стороны, которая испытывает все более сильное давление «Газпрома». Он напомнил, что Москва и Киев так и не договорились о подходах к созданию СП: украинская сторона настаивает на принципах паритетности, а россияне указывают на несоизмеримость размеров «Нафтогаза» и «Газпрома», что исключает принцип 50 на 50. Пока длится выяснение отношений, российская сторона категорически отказывается обсуждать вопрос об изменении формулы ценообразования на газ для Украины. Недавно глава «Газпрома» Алексей Миллер подлил масла в огонь, напомнив, что Украине в ближайшие годы понадобится для модернизации ГТС до 6,5 млрд. евро: «В том числе 3 миллиарда евро необходимо для первоочередных работ – времени у Украины не так много, чтобы определиться с судьбой своей ГТС».
В ответ украинская сторона заявила, что до конца года работы по модернизации начнутся. А в минувший понедельник глава правительства Николай Азаров уточнил: «Если кто-то хочет принять участие в модернизации, то мы сядем за стол переговоров и установим, в какой доле. Но в любом случае управление ГТС будет осуществляться Украиной, и система останется в собственности нашей страны».
Киев