Взгляды Юлии Тимошенко всегда зависели от интересов.
Фото Reuters
В среде украинской власти вновь обсуждается вопрос о перспективе возбуждения против Юлии Тимошенко уголовных дел в России. Эксперты отмечают, что новые обстоятельства для пересмотра старых дел действительно появились. Но предполагают, что российская сторона скорее всего использует их как козырь в переговорах с Украиной. В частности, сейчас Киеву предложено подумать о вступлении в Таможенный союз СНГ, в рамках которого можно было бы продолжать переговоры о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом.
Побывавший накануне минувших праздников в украинской столице первый вице-премьер-министр РФ Игорь Шувалов пояснил: «Мы пытаемся убеждать наших (украинских. – «НГ») коллег в том, что, присоединяясь к Таможенному союзу и к ЕЭП, мы вместе можем на более справедливых условиях добиваться зоны свободной торговли (с ЕС. – «НГ»)». Он отметил, что «такая перспектива до 2015 года – это реальные сроки».
Как известно, ранее украинское руководство категорически отказывалось рассматривать вопрос об интеграции в экономические объединения в СНГ, поскольку считалось, что до конца текущего года будет подписано соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. Однако в последние месяцы переговоры о евроинтеграции значительно замедлились. Эксперты считают, что это произошло в том числе и благодаря усилиям Юлии Тимошенко, которая, выступая от имени оппозиции, формирует у Запада мнение о неприемлемости сближения с Украиной при президенте Януковиче.
«Тимошенко своей риторикой дискредитирует не только и не столько команду Януковича, сколько Украину как государство. В этом смысле деятельность Тимошенко политически выгодна России», – сказал «НГ» замруководителя парламентского комитета по иностранным делам Тарас Черновол. Он обратил внимание на очередные «сводки» скандального сайта WikiLeaks, из которых стало известно, что, по мнению американских дипломатов, российское руководство с ненавистью относилось к президенту Виктору Ющенко и не возлагало никаких надежд на Виктора Януковича. «Тимошенко в рассекреченной депеше названа единственным кандидатом на пост президента, с которым Москва предпочитала бы иметь дело в качестве украинского лидера. Не думаю, что что-то изменилось, и поэтому не верю, что уголовные дела против Тимошенко могут быть реанимированы», – сказал Черновол.
Однако эксперты обращают внимание на тот факт, что в 2005 году, когда нынешний лидер оппозиции стала премьер-министром, ее уголовное преследование в России было прекращено только по истечении срока давности, что не предполагало реабилитации. «Правовая неопределенность существует. Расследование против Тимошенко много раз то начиналось, то прекращалось. Сейчас исключить ничего нельзя», – сказал «НГ» руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.
По его мнению, нынешней украинской власти было бы выгодно возобновление в России уголовного преследования Тимошенко: «Сейчас в Украине она ходит в Генпрокуратуру ежедневно, как на работу. У нее просто нет времени заниматься оппозиционной деятельностью». Единственное, что успевает Тимошенко, это обращать внимание Европы на притеснение оппозиции в Украине, что, по мнению эксперта, повышает рейтинг популярности экс-премьера. Если бы расследование началось в России, ситуация выглядела бы совершенно иначе.
Дело в том, что в 2009 году накануне президентских выборов украинская сторона признала и обязалась погасить долг в 405 млн. долл. перед Минобороны России. Эта задолженность осталась с середины 1990-х годов, когда Юлия Тимошенко в должности руководителя корпорации «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) подписала с российским оборонным ведомством бартерное соглашение «газ в обмен на стройматериалы».
О подробностях сделки рассказал осенью прошлого года осужденный в России по «делу Тимошенко» и досрочно освобожденный Георгий Олейник, лишенный звания генерала, занимавший в свое время должность руководителя Главного управления военного бюджета Минобороны России. Он заявил, что факт подкупа фирмой Тимошенко отдельных российских чиновников, которые согласились получать украинские товары по завышенным в несколько раз ценам, доказан. Но даже на таких условиях товаров было поставлено только на 127 из перечисленных 450 млн. долл. Тот факт, что в период работы Тимошенко на посту премьера украинская сторона признала существование старого долга, по мнению Олейника, подтверждает ее виновность. Тем более что и в 2009 году попытка закрыть вопрос обернулась аферой: Шевченковский суд Киева признал, что выданные векселя «Нафтогаза Украины» не соответствуют требованиям украинского законодательства и не могут быть погашены. Соответственно долг остался, а новая украинская власть заинтересована в том, чтобы переадресовать проблему тем, кто ее создал.
В СМИ примерно месяц назад появилась информация о том, что украинская прокуратура обратилась к российским коллегам со специальным запросом о старом «деле ЕЭСУ». Официально она не была подтверждена ни одной из сторон, однако лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов на вопрос журналистов ответил: «Если они имеют соответствующие документы и поднимут их на соответствующий уровень, то я не исключаю, что Российская Федерация может возбудить эти дела для того, чтобы вернуть эти средства».
Эксперты, напротив, уверены, что российская сторона не станет ворошить старое. Директор киевского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов сказал агентству УНИАН: «Конечно, Россия не заинтересована в создании дополнительного имиджа мученицы для Юлии Тимошенко. Само собой, Россия не будет просто так, ради неизвестно чего, эти дела возбуждать, хотя технически и теоретически такая возможность существует. Вопрос во многом даже не в позиции России или официального Киева, не в политическом моменте, а в том, насколько адекватно будет вести себя Юлия Тимошенко». Политолог Виктор Меняйло допускает, что российская сторона может использовать факт непогашенного долга в качестве крючка, на котором держат Тимошенко. По его мнению, это позволяет ухудшить отношения между ЕС и Украиной до такой степени, чтобы украинское руководство оставило надежды на евроинтеграцию и вернулось к вопросу о максимально тесном партнерстве в рамках СНГ. В этом смысле предложение Игоря Шувалова может стать пробным камнем. Официальный Киев пока никак не прокомментировал идею, но впервые не озвучил категорических возражений против вступления в Таможенный союз и ЕЭП.
Киев