Туркмения и Азербайджан готовятся приступить к совместной реализации проекта Транскаспийского трубопровода. Первым шагом станет оценка экологических рисков прокладки газовой ветки по дну Каспия. По мнению экспертов, трубопровод в будущем будет играть существенную роль в поставках туркменских углеводородных ресурсов на европейский рынок по системе Nabucco.
Вчера в Ашхабаде завершилась международная конференция «Экологические аспекты транскаспийских трубопроводов», участники которой обсуждали возможность транспортировки туркменского газа по дну Каспия. Ранее президент Гурбангулы Бердымухамедов твердо пообещал находившемуся с визитом в Ашхабаде главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу развивать европейское направление в энергетической политике своей страны. По его словам, для этого у Туркмении имеются все необходимые условия. И прежде всего наличие больших запасов природного газа, которые, по уточненным данным, оцениваются в 21 трлн. куб. м. В числе вариантов доставки природного газа на европейские рынки туркменский лидер назвал «строительство трубопровода по дну Каспийского моря и транспортировку природного газа по Каспию на специализированных морских судах-танкерах». Он заверил, что контракт на поставку газа может быть подписан «хоть сегодня»: «Дело лишь за компаниями, которые бы осуществляли его доставку от границ Туркмении до потребителей».
Заявление туркменского президента в Брюсселе услышали и организовали конференцию в Ашхабаде с участием специалистов ведущих энергетических концернов и западных экспертов.
Напомним, что реализация проекта Nabucco упирается в территориальный раздел Каспия. Прикаспийские страны – Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркмения и Иран – все еще не пришли к согласию по статусу водоема, а значит, о строительстве трубы по дну Каспия не может быть и речи. Однако Ашхабад в последнее время исходит из того, что для прокладки Транскаспийского трубопровода по Каспию достаточно согласия тех стран, по чьим фактическим водам он пройдет, то есть Азербайджана и Туркмении, исключая при этом соседний Иран. Последний особенно активно выступает против строительства любых трубопроводов на Каспии, опасаясь возможных экологических катастроф.
«Если учесть, что к 2020 году добыча газа в Азербайджане может возрасти в два раза с 27 миллиардов кубических метров, которые были добыты в 2010 году, до планируемых 50–55 миллиардов кубометров, а рост добычи газа в Туркмении к 2030 году, по оценкам специалистов, приблизится к 250 миллиардам кубометров газа, из которых 200 миллиардов страна собирается экспортировать, то интерес еврочиновников высшего ранга к Баку и Ашхабаду становится понятным», – сказал «НГ» азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. По его словам, Европа заинтересована в приобретении больших объемов топлива из этой страны. По разным оценкам, общая потребность в туркменском газе может составить от 20 до 30 млрд. куб. м, примерно 10 млрд. из которых страна может транспортировать через Nabucco. «В этих условиях вопрос спорного месторождения Кяпаз (Сардар) на Каспии де-факто выносится за скобки обсуждения Транскаспийского газопровода. Сам Бердымухамедов неоднократно заявлял, что данный спор отнюдь не влияет на развитие двусторонних туркмено-азербайджанских отношений».
Учитывая настроения соседей, Бердымухамедов отметил на открытии конференции, что «при строительстве подводных транскаспийских трубопроводов должны быть соблюдены самые высокие международные экологические стандарты и нормы». По мнению специалистов ведущих компаний Petronas (Малайзия), Dragon Oil (ОАЭ–Великобритания), CNPC (КНР), OMV (Австрия), «транспортировка углеводородов по морским трубопроводам является экологически более безопасной по сравнению с альтернативными вариантами сжижения газа и его перевозки танкерами по морю». «Воздействие от строительства и эксплуатации Транскаспийского газопровода на окружающую среду будет минимальным», – убеждены специалисты.
По мнению экспертов, Евросоюз уже вплотную приблизился к реализации проекта Nabucco. И не исключено, что до конца года ЕС, как и было запланировано, сможет подписать соглашения со всеми поставщиками природного газа для Nabucco и начать работы. Причем, по мнению Велизаде, «как Баку, так и Ашхабад не намерены дожидаться решения спорных вопросов на Каспии и готовы форсировать действия по реализации тех проектов, которые сулят обеим странам как серьезные экономические, так и ощутимые политические дивиденды».
По словам руководителя Государственного агентства по углеводородным ресурсам при президенте Туркмении Ягшигельды Какаева, в ближайшее время можно ожидать начала политического диалога между Ашхабадом и Баку. «По сути, с нынешней конференции начинается системная работа по поиску и выработке единых подходов к строительству газопровода по дну Каспийского моря со строгим выполнением экологических требований», – отметил он.
Западные специалисты в ходе конференции рекомендовали Баку и Ашхабаду заключить межправительственное соглашение, по которому стороны могли бы предоставить возможности по проведению оценки экологических рисков, без которых невозможно продвижение трубопроводного проекта.