Майдан на некоторое время стал символом надежды и свободы.
Фото Reuters
Последнее десятилетие стало для ряда стран СНГ временем надежд, связанных со скорыми переменами и интеграцией в Евросоюз. В этом смысле Майдан 2003 года в Киеве стал символом реализации европейских устремлений самой Украины, а также Молдавии и Грузии. И, как показало время, примером демократического обновления для Киргизии. Оранжевая революция многими на постсоветском пространстве была расценена как начало переустройства всей этой территории. Потому неудачное правление Виктора Ющенко и его команды было воспринято как крах всех состоявшихся и несостоявшихся цветных революций в СНГ.
Точку в этом процессе поставили Харьковские соглашения, подписанные в апреле минувшего года президентами России и Украины. Главным в них стала договоренность по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины и снижение цены на российский газ для этой страны на 30%, но не более чем на 100 долл. за 1 тыс. куб. м.
Президенты договорились, что с 28 мая 2017 года на 25 лет пролонгируется действие соглашения между Украиной и РФ о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, а также о взаимных расчетах, связанных с делением флота и его пребыванием на территории Украины со следующим автоматическим продлением на следующие пятилетние периоды.
В результате Украина получала газ по сходной цене и хорошие деньги за пребывание российской военной базы в Крыму – более 100 млн. долл. в год. А Россия оставалась в Севастополе в ближайшие 30–40 лет.
Также в Харькове Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали соглашение о строительстве моста через Керченский пролив. Датой пуска его в эксплуатацию был назван 2014 год. Это рукопожатие через пролив, который десять лет стороны никак не могли поделить и даже чуть не начали войну из-за расположенного неподалеку маленького острова (или края косы – смотря на чей национальный вкус) Тузла. Мост, соединяющий российский и украинский берега, призван был продемонстрировать начало новой эры в отношении двух братских государств. И всем стало понятно: смысл Харьковских соглашений – возвращение Украины в зону влияния России. Москва формировала новый формат отношений с Киевом и демонстрировала это миру. Это у нее получилось. Несмотря на то что часть политической элиты в Украине не приветствовала шаг Януковича в сторону России. Более того, политика нового президента и в его лице Партии регионов оппозиция назвала предательством национальных интересов. Однако большинству населения, которое надеялось получить от дружбы с Россией ряд дивидендов – более дешевый газ, свободный доступ к российскому рынку товаров и труда, сближение с Москвой пришлось по душе. Да и новое украинское правительство надеялось, прекратив войны с Россией, стабилизировать внутреннюю ситуацию в стране. Об этом говорят и интеграционные межгосударственные программы, которые сегодня реализуются в авиа- и атомпроме, а также в других отраслях.
Харьковские соглашения, которые положили начало развитию российско-украинских отношений, были вскоре ратифицированы парламентами обеих стран. Но, как любят повторять в оппозиционных кругах Украины, где гарантия, что за ратификацией не последует денонсация? Гарантии, конечно, нет. Все будет зависеть от того, удастся ли Януковичу оживить украинскую экономику и успокоить общество, а также от поведения и чувства меры российских партнеров.