Андижан долго еще после мятежа контролировали военные.
Фото ИТАР-ТАСС
Андижанские события 2005 года вошли в историю Узбекистана как вооруженный мятеж с целью создания «справедливого государства» на основе радикальных исламских законов. На Западе придерживаются иной версии, считая, что это был массовый расстрел антиправительственной демонстрации.
В Андижане в ночь на 13 мая группа вооруженных людей захватила отделение милиции, воинскую часть, а затем еще и тюрьму, освободив заключенных. Далее бунтовщики организовали на площади Бабура многотысячный митинг, на котором выдвинули властям ультимативные требования в основном социального характера.
Катализатором этих событий стал арест 23 местных предпринимателей, которых обвиняли вначале в неуплате налогов, а затем в причастности к религиозной экстремистской организации «Акромия». И именно в пятницу, 13 мая, им должны были вынести приговор. Родственники и сторонники арестованных в ходе упоминавшегося митинга добавили и свои требования к властям: немедленно оправдать и аннулировать обвинения в экстремизме. Постепенно страсти на площади стали накаляться, а призывы обостряться, вплоть до свержения конституционного строя и президента Ислама Каримова. К тому времени площадь была блокирована силами МВД и МО. Началась перестрелка, в которой кроме митингующих пострадали и простые жители, пришедшие на площадь из любопытства и попавшие под перекрестный огонь. По официальным данным, в тот день погибли 187 человек, а сотни получили ранения различной степени тяжести.
Международное сообщество потребовало независимого расследования андижанских событий с участием иностранных экспертов. Но Ташкент в этом отказал, заявив, что произошедшее является внутренним делом Узбекистана. В ответ Европейский союз и США ввели санкции. В частности, были объявлены эмбарго на поставки вооружения в Узбекистан и запрет на въезд в Европу высших узбекских чиновников, имевших отношение к гибели людей в Андижане. В свою очередь, узбекские власти закрыли расквартированную в городе Ханабад американскую базу «Карши», которая использовалась США для обеспечения войск в Афганистане, обвинив американцев в пособничестве экстремистам. В этих действиях Ташкент поддержали Москва и Пекин. И закономерно, что в мае 2005 года Ислам Каримов посетил Китай, где подписал договор о партнерских отношениях и сотрудничестве, а также более двадцати соглашений, касающихся взаимодействия в сфере энергетики, добычи нефти и газа, расширения торговых связей. Стороны договорились тогда о привлечении в узбекскую экономику китайских инвестиций на общую сумму в полтора миллиарда долларов. Визит в сентябре 2005 года в Россию увенчался подписанием договора о союзнических отношениях, который предоставлял странам-участникам возможность использовать военные объекты друг друга «в целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности». Помимо этого президент Каримов объявил о возвращении Узбекистана в ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и вхождении в другие пророссийские альянсы, в частности ЕврАзЭС.
Нормализация отношений Узбекистана с США и ЕС началась лишь в 2008 году, а спустя год обрела законченные формы. Запад в полной мере восстановил сотрудничество с Ташкентом. Главной причиной изменения позиции Запада стала заинтересованность в использовании транспортно-коммуникационных возможностей Узбекистана для снабжения войск натовской коалиции в Афганистане.
Отмена санкций в отношении Узбекистана, по мнению ряда экспертов, стала своего рода признанием Запада в том, что официальный Ташкент имел право на подавление исламистского мятежа в Андижане.