Бензин на украинских автозаправках дорожает.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Министерство энергетики и угольной промышленности Украины инициирует введение заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов. Это решение ударит по интересам членов Таможенного союза, в первую очередь России и Белоруссии, уверены отраслевые эксперты. Они отмечают, что торговые барьеры в любом случае не решат проблемы российских нефтяных компаний, владеющих украинскими НПЗ.
Ситуация на украинском рынке нефтепродуктов обострилась в начале года. По данным консалтинговой группы «А-95», с 10 декабря 2010 года по 14 января 2011 года средние розничные цены увеличились на 6,3–10,5%. Подорожание бензина стало главной темой новостей и еще одним раздражителем для общества – наряду с ростом цен на продукты, услуги ЖКХ, электроэнергию.
Чиновники разошлись в оценке причин бензинового кризиса. Представители Минэкономразвития и Минфина связали ситуацию с возобновившимся ростом цен на нефть в мире, а также с повышением с 1 января в среднем на 40% акцизного сбора на нефтепродукты в Украине. Минэнерго и представители украинских НПЗ сочли, что главной причиной стало засилье импортных нефтепродуктов, доля которых на украинском рынке достигла 60%: отечественные НПЗ в таких условиях не могут конкурировать с импортерами.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил: «Мы провели совещание с владельцами НПЗ и договорились об увеличении переработки нефти, а не просто завозе импортных нефтепродуктов». По его словам, стороны решили с 1 февраля установить «стабильный ценовой коридор». Однако эксперты и чиновники единодушны во мнении, что эти договоренности не позволят снизить цены на горючее: нефть дорожает, а это влечет за собой повышение экспортных пошлин странами-поставщиками. На днях премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства о повышении с 1 февраля пошлины на вывоз российской нефти за границы Таможенного союза на 9,1%, с 317,5 до 346,6 долл. за тонну. Соответственно сырье подорожает и для украинских НПЗ.
По официальным данным, в прошлом году нефтепереработчики в Украине получили около 10 млн. тонн, из которых на долю российских поставок приходилось почти 6 млн. тонн, казахстанских – до 56 тыс. тонн, азербайджанских – 1,6 млн. тонн. Доля нефти украинской добычи сократилась на 7,2% – до 2,3 млн. тонн.
На этом фоне Минэнерго пустило в ход идею о заградительных пошлинах на ввоз нефтепродуктов. Чиновники мотивировали свою инициативу обращением руководителей шести украинских НПЗ, которые потребовали защитить отечественного производителя и начать антидемпинговое расследование в отношении импорта нефтепродуктов в Украину. Примечательно, что Минэнерго пока публично не обосновало высокие ставки пошлин, которые, по словам директора группы «А-95» Сергея Куюна, обсуждаются в таких параметрах: 130 евро/т для бензина, 80 евро/т – ДТ и 40 евро/т – пропан-бутана.
«Если решение будет принято, больше других пострадают российские нефтяники», – сказал «НГ» директор коммуникационного агентства «Энергия» Илья Саввин. Он пояснил, что из-за отмены в этом году пошлин в границах Таможенного союза поставки российской нефти в Белоруссию, как прогнозируется, могут увеличиться с 12 до 21,7 млн. тонн. Российская сторона при этом недополучит до 15 млрд. долл. «Компенсировать эти потери можно было бы за счет внешних рынков сбыта нефтепродуктов, одним из крупнейших и наиболее привлекательных среди которых является Украина. Но введение заградительных пошлин не позволит это сделать», – отметил эксперт.
Эксперты отмечают еще одну особенность ситуации. Формально инициативу украинских владельцев НПЗ поддержали и две российские компании – «ЛУКОЙЛ», владеющий Одесским НПЗ, и ТНК-ВР – владелец Лисичанского НПЗ. Однако россияне ничего не выиграют от введения заградительных пошлин, поскольку для них с прошлого года главной проблемой является не импорт в Украину нефтепродуктов, а привилегированное положение отдельных украинских конкурентов.
Как пояснил «НГ» Сергей Куюн, речь идет о деятельности на рынке компании «Ливела», которая по украинскому законодательству имеет право на ввоз в страну нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС. «В декабре Высший административный суд Украины отклонил ряд кассационных жалоб и оставил в силе право «Ливелы» на режим работы, который можно назвать льготным. Если компания возобновит поставки, то российские владельцы НПЗ не смогут конкурировать с украинскими», – пояснил он. По данным открытых источников, «Ливела» в 2010 году наладила сотрудничество с заводами, контролирующимися группой «Приват».
Ранее представители «ЛУКОЙЛа» и ТНК-ВР, выступая в СМИ, посетовали на такое положение и грозились остановить или сократить до минимума производство. «Заградительные пошлины ничего не изменят в этой ситуации и не помогут работающим в Украине российским компаниям. Им станет только хуже, ведь конкурентная среда исчезнет вовсе», – пояснил «НГ» руководитель одной из работающих на рынке компаний. Некоторые правительственные чиновники разделяют это мнение, опасаясь, что все может завершиться нежелательным для Киева скандалом как с партнерами, входящими в состав Таможенного союза, так и с российскими нефтяниками.
К концу января ситуация стала предельно напряженной: согласно информации украинских СМИ, упомянутая группа «Приват» планирует создать на базе контролируемых ею мощностей вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК). Кроме того, что новый игрок, как предполагается, займет доминирующее место на рынке, оттеснив все украинские НПЗ, в том числе и принадлежащие россиянам, ситуация кроет в себе дополнительный повод для скандала. Новая компания будет создана на базе «Укрнафты» и «Укртатнафты». «Нюанс в том, что в 2007 году группа «Приват» с громкими, широко обсуждавшимися в прессе скандалами вытеснила из «Укртатнафты» российскую «Татнефть». Вопрос о восстановлении справедливости много раз обсуждался с приходом к власти в Украине новой команды, он поднимался даже на переговорах президентов Януковича и Медведева. Создание ВИНК будет означать, что Киев забыл о своих обещаниях», – пояснил Илья Саввин.
Российские эксперты согласны с украинскими коллегами, что планирующееся введение заградительных пошлин в сложившихся условиях будет равнозначно открытию очередного украинско-российского фронта. В ответ российская сторона может отменить скидку на газ для Украины, допустил в комментарии агентству РБК директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров отметил, что новые угрозы возникнут и внутри Украины, ведь введение пошлин приведет к росту цен на нефтепродукты для конечных потребителей. Вместо того чтобы снять социальную напряженность, решение украинской власти может только усилить ее, заодно создав нежелательные проблемы в отношениях с Таможенным союзом и с РФ.
Киев