Официальный Минск пытается объяснить Европе, что жестокий разгон оппозиции 19 декабря был оправдан, а законодательство Белоруссии не позволяет президенту страны освободить арестованных. В это время пропагандисты готовят электорат к обещанным Европой санкциям и стараются втолковать народу, что это снова проявление двойных стандартов.
Вчера министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов уже находился на своем рабочем месте в Минске, но никаких официальных сообщений по итогам его визита в Брюссель МИД не сделал. Местной общественности и журналистам приходится довольствоваться сообщениями европейских СМИ, которые успели задать вчера свои вопросы белорусскому министру. В частности, EUobserver пишет, что Мартынов объясняет жестокость правоохранителей при разгоне митинга провокационным поведением его участников, избиение кандидатов в президенты – внутренними разборками оппозиции. На требование верховного представителя ЕС по внешним связям и политике безопасности Кэтрин Эштон, с которой Мартынов все-таки встретился в среду, отпустить всех арестованных по итогам событий 19 декабря он заявил, что этот вопрос не в компетенции президента страны.
Напомним, что «НГ» предполагала такое развитие событий, основываясь на содержании пропагандистских материалов, демонстрируемых в белорусских СМИ. Однако эксперты газеты не смогли предположить, что Лукашенко, вручную управляющий государством, будет делать вид, что он ни в чем не виноват. Как сообщалось, два года назад из тюрьмы именно под давлением ЕС был отпущен соперник Лукашенко на минувших выборах Александр Козулин, и для такого торга у Лукашенко полномочий хватило.
Неубедительно выглядит версия официального Минска и на фоне всего происходящего в стране. Заключением в тюрьмы виновных в «массовых беспорядках» правоохранители не ограничились. 19 декабря стало началом массовых и продолжающихся по сей день репрессий в отношении оппозиции, негосударственных СМИ и правозащитных организаций. Вчера на сайте Министерства юстиции Белоруссии появилось сообщение о том, что оно рекомендует Министерству информации наказать ряд СМИ, которые «в искаженном свете» подают информацию «о реализации подзащитными прав на юридическую помощь», а также «тенденциозно» оценивают работу правоохранительных органов. Тем самым они, по мнению Минюста, формируют в обществе «негативное отношение к органам государственной власти и правоохранительной системе».
Еще одно предупреждение Минюста о том, что нехорошо выносить сор из избы, получил вчера Белорусский Хельсинкский комитет. Ранее эта организация отправила обращение в ООН, где речь также шла о проблемах с реализацией прав обвиняемых на свою защиту. Как сообщалось, адвокатов, решившихся защищать политзаключенных, лишают лицензий и даже увольняют с работы. Минюст расценил действия БХК как попытку «дискредитации Республики Беларусь в глазах международной общественности». Напомним, что в белорусском Уголовном кодексе существует статья за дискредитацию. За «ложные сведения» можно лишиться свободы на два года.
Судя по действиям официального Минска, у власти две важные задачи – не допускать утечки информации за рубеж и убедить местное население, что санкции в отношении Белоруссии – это следствие двойных стандартов и что в других странах законы еще жестче. Применительно к решению первой проблемы помимо гонений на оппозицию и СМИ используется давление на родственников обвиняемых, которые в данной ситуации являются самыми надежными источниками информации о том, что происходит. Увидев реакцию Европарламента на выступление там дочери Владимира Некляева Евы, власти не выпустили из страны жену еще одного заключенного экс-кандидата Алексея Михалевича и мать руководителя избирательного штаба экс-кандидата Виталия Римашевского Павла Северинца. При этом представители власти даже не потрудились придумать какие-либо вразумительные аргументы. Первой заявили, что по решению некоего органа она является невыездной, а у второй просто забрали паспорт.
Заместитель председателя Объединенной Гражданской партии (ОГП) Людмила Грязнова рассказала «НГ», что власти преследуют не только оппозиционеров, но «используют сталинские методы устрашения членов их семей», чего раньше не наблюдалось. «В Белоруссии власть становится еще более авторитарной, – сказала Грязнова. – Это опасно не только для Белоруссии, но и для России: если она станет перенимать опыт Лукашенко, то ей грозит распад». По мнению оппозиционного политика, «в Белоруссии происходит подготовка к вхождению республики в состав России». Но, по словам Грязновой, в последнее время «активизировался Евросоюз, который дает шанс на спасение белорусского государства». Напомним, что председатель ОГП Анатолий Лебедько был арестован после событий 19 декабря и, по словам Людмилы Грязновой, в настоящее время находится за решеткой.
Работа с внутренним мнением ведется на основе главного пропагандистского фильма власти «Площадь. Железом по стеклу», о котором «НГ» писала ранее. Большая часть выпуска новостей посвящена блиц-опросам «простых граждан», говорящих на камеру о том, какой это правдивый фильм, из которого они наконец-то все поняли. Вторая часть новостных программ демонстрирует виртуозное умение пропагандистов собрать все мировые факты притеснения населения властью. В подборку очень удачно вписалось задержание «в превентивных целях» порядка 100 человек в Москве в среду, закончившееся рассуждением о возможных санкциях в отношении России и даже увольнением работников Volvo за нелестные высказывания о компании в социальной сети Facebook.
Однако, судя по заявлениям представителей европейских структур, Европа больше не намерена верить Лукашенко. Напомним, что в среду Европарламент обсудил возможные варианты наказания для Лукашенко, которые будут приняты Советом ЕС 31 января. Среди них не только визовые ограничения, как это было ранее, но и приостановление всех экономических проектов, исключение из программы «Восточное партнерство», бойкот страны в большом спорте, в частности отмена проведения в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 году.
У большинства наблюдателей поведение Лукашенко вызывает недоумение. Такого террора не было никогда за все 16 лет его правления, и это в то время, когда вот-вот страна снова окажется в международной изоляции. К слову, о своей поддержке позиции ЕС заявила и Россия. «Позиция Совета Европы┘ отражает в том числе и точку зрения России», – заявил вчера министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Минск