Заключив соглашение о создании ЕЭП, президенты выглядели довольными.
Фото Reuters
Состоявшееся 9–10 декабря заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств завершилось неожиданным подписанием декларации о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии, Казахстана. Помимо этого в документе зафиксирована готовность глав трех государств двигаться к созданию Евразийского экономического союза. Когда произойдет это знаменательное событие – пока неизвестно, а вот ЕЭП, как констатировали президенты, полноценно начнет функционировать с 1 января 2012 года.
На Московском же саммите президенты Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко объявили: «9 декабря 2019 года завершено создание нормативно-правовой базы для функционирования ЕЭП». На уровне глав государств были также подписаны соглашение о согласованной макроэкономической политике, соглашение о согласованных принципах валютной политики в рамках ЕЭП, соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в государствах – участниках Единого экономического пространства. Достижение договоренностей, как отмечалось, было неожиданным с учетом крайне обострившихся отношений между Москвой и Минском. Однако часовой встречи тет-а-тет Медведева и Лукашенко хватило, чтобы прийти к компромиссу по фундаментальным вопросам.
В подписанном главами государств документе говорится, что «Таможенный союз и ЕЭП открыты для других стран». Желание интегрироваться в Единое экономическое пространство уже выражали Таджикистан, Киргизия, а об интересе к организации заявила Армения. И хотя в упомянутой декларации говорится об открытости организации, осведомленные источники пояснили «НГ», что стремление Душанбе и Бишкека восторга не вызывает ни в Москве, ни в Астане, ни в Минске в силу существенной разницы экономических потенциалов стран – членов ТС, с одной стороны, и Таджикистана с Киргизией – с другой. «На данном этапе нет равнозначной взаимной выгоды: если открытые границы ТС в плане возможности трудоустройства и других «соблазнов» привлекательны для граждан Киргизии и Таджикистана, то обратной такой тяги у граждан стран ТС явно не наблюдается... И пока надо утрясти работу в рамках ТС, а затем уже задумываться над приглашением новых членов», – сказал «НГ» собеседник.
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин, комментируя произошедшее, заявил «НГ»: «Ситуация не столь проста и благостна. ЕврАзЭС – это движущая сила Таможенного союза. Россия стремится в ВТО – организацию с достаточно жестким уставом. Если ее примут в ВТО, то у ЕврАзЭС и в ТС могут возникнуть проблемы. Вообще же будущее альянса в любом случае зависит от России: если она будет оставаться в нынешнем состоянии, то структура придет в упадок, а если Россия начнет движение по поступательной, то экономический альянс получит второе дыхание».