Роза Отунбаева рассказала о своих страхах.
Фото Reuters
Президент Киргизии Роза Отунбаева, выступая во вторник на праздновании 92-летия Службы национальной безопасности, обозначила ряд рисков, непосредственно угрожающих целостности страны. Главная из них – утрата части территории. По мнению Отунбаевой, это может произойти «скорее экономическим, идеологическим и миграционным путями, чем военным».
Президент подчеркнула, что обстановка на границах Киргизии остается напряженной. Вероятны «вооруженные конфликты, связанные с уничтожением отдельных банд и групп, имеющих террористические и преступные цели, а также территориальные и экономические разногласия по водным, энергетическим и миграционным вопросам». Также президент сообщила, что по численности подразделений, несущих охрану госграницы, Киргизия уступает всем соседям: на десять киргизских пограничников, по статистике, приходится 15 таджикских, 26 казахских, 40 китайских.
Между тем пока Отунбаева обсуждает угрозы государственной целостности, идущие извне, большинство наблюдателей сходятся в том, что внутренние риски значительно серьезнее. Создание парламентской коалиции и назначение новых членов правительства пока что не принесли стране никакой стабильности. С запоздалым приходом легитимной власти в виде коалиции из трех партий («Ата Журт», «Республика» и СДПК), а также коалиционным правительством в отставку были вынуждены подать сразу два других правительства, проработавших в стране не один месяц, – Временное и Техническое. Вслед за этим начались перестановки и на местах. Постов лишился ряд высокопоставленных чиновников. Естественно, что это не могло не вызвать недовольства – потерявшие лакомые места губернаторы организовали акции протеста. В результате митинги с требованиями оставить старых губернаторов и мэров прошли почти во всех областях страны. Особенно митингующих возмутило, что среди тех, кто пришел во власть, оказались люди, известные сотрудничеством с экс-президентом Курманбеком Бакиевым. Параллельно в Киргизии проходят акции протеста учителей – они требуют значительного (в 3–4 раза) повышения зарплат.
Тревожный прецедент наблюдается в столице Киргизии – там сотрудники одного из РОВД отказались впускать в здание своего старого начальника Бекболота Бордиева, уволенного после апрельских событий и восстановленного недавно судом. Милиционеры отказываются с ним работать.
Повис в воздухе вопрос о том, куда пропали изъятые у окружения Курманбека Бакиева миллионы долларов. Сразу после апрельской смены власти группы революционеров прошли по банкам и изъяли из ячеек и сняли со счетов миллионы долларов. Объем изъятых средств постоянно менялся, а дальнейшая их судьба весьма туманна. Ни Министерство финансов, ни Нацбанк Киргизии не могут теперь сказать, сколько из этих денег осталось в распоряжении государства, а сколько «разошлось» по карманам.
При этом экономика страны остается в крайне плачевном состоянии: внешний долг растет, бюджет на следующий год еще не составлен. По предварительным оценкам, его дефицит может достичь 18 млрд. сомов (12 млрд. руб.). Своих ресурсов у Киргизии практически нет, и надежда только на помощь извне. Первой в списке стран, у которых будут просить помощи новое киргизское правительство и премьер-министр Алмазбек Атамбаев, станет Россия. В Москву Атамбаев выедет на днях – 26 декабря у него назначена встреча с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Разговор будет непростым.
Бишкек