Такие картины на улицах Баку – это уже тенденция.
Фото Reurets
В столице Азербайджана у стен Министерства образования на днях прошел многочисленный митинг сторонников ношения в школах женского религиозного головного платка под лозунгом «Свободу хиджабу». Митинг был несанкционированным, разогнан, а наиболее агрессивные его участники были задержаны полицией.
Поводом для недовольства митингующих стало недавнее заявление министра образования Мисира Марданова о том, что в Азербайджане принята единая школьная форма, в которой нет места религиозной одежде, и потому все без исключения должны соблюдать эти правила. Мусульманские религиозные общины Азербайджана, выступающие против запрета на ношение хиджаба в стенах общеобразовательных учебных заведений, восприняли это заявление в штыки, результатом этого стал митинг перед зданием Минобразования. Комментируя акцию, Мисир Марданов накануне заявил, что запрет на ношение хиджаба – это линия политики государства, которая поддерживается министерством.
«Определенные силы как внутри страны, так и за ее пределами стараются использовать тему ношения хиджаба в образовательных учреждениях Азербайджана для своих личных целей. Ученики школ должны посещать занятия в принятой школьной форме, а за ее пределами они сами решают, как им одеваться», – сказал министр.
В отличие от правоверных, фанатично считающих запрет на ношение хиджаба посягательством на устои ислама, светская часть общественности выступила в защиту министра.
«Азербайджан – демократическое, светское и правовое государство. Отношения государство–гражданин и, в частности, отношение государства к религии в Азербайджане регулируются на основе именно этих принципов», – заявила журналистам председатель Комитета по правам человека Милли Меджлиса Рабият Асланова.
Следует отметить, что заявление министра образования о наличии сил, использующих тему хиджаба в своих целях, не лишены основания. Дело в том, что десять лет назад в Баку редко можно было видеть молодых девушек в платке. Однако после приобретения Азербайджаном независимости сюда хлынули иностранные религиозные миссионеры всех конфессий, которые, использовав момент, развернули бурную деятельность в стране. Этот религиозный бум наряду с положительными моментами привнес в жизнь общества и ряд проблем, с которыми все чаще стали сталкиваться правоохранительные органы страны.
Сегодня наибольшую опасность представляют силы, пытающиеся распространять в республике исламский фундаментализм в худшем его понимании. В этом особую активность проявляют спонсоры из арабских стран, в частности из Саудовской Аравии, а также Ирана и Турции. Под видом благотворительной деятельности они ведут активную работу в лагерях беженцев и среди части населения, испытывающих материальные трудности. Кроме того, они предлагают местной молодежи бесплатное обучение в своих странах. Получив там духовное образование, азербайджанские выпускники импортируют полученные знания и взгляды на родину. Все это плюс неограниченные финансовые вливания способствуют распространению радикальных исламских течений в республике. Учитывая эти обстоятельства, власти страны строго контролируют ситуацию в области религии и вовремя пресекают перегибы в этой сфере.
Как заявил «НГ» председатель Госкомитета по работе с религиозными организациями Хидаят Оруджев, сегодня в Азербайджане высокий уровень толерантности и свободы вероисповедания. Этот факт постоянно находит свое отражение в отчетах влиятельных международных организаций. Несмотря на то что более 90% населения составляют мусульмане, в Азербайджане сосуществуют различные религиозные конфессии – самостоятельная епархия Русской православной церкви, Грузинской православной церкви, построена и действует самая большая еврейская синагога на Южном Кавказе, отреставрирована и отдана в пользование верующих Удинская автокефальная церковь, государством безвозмездно выделен земельный участок католической общине в центре Баку, где построен храм. Множество молельных домов ремонтируются за счет государства.
«Азербайджанское государство не ограничивает деятельность религиозных конфессий. Но, к сожалению, некоторые радикальные религиозные группы требуют специальный статус, противопоставляют себя другим, ставят выше других, пытаются нарушить общественно-политическую стабильность. В таких случаях им приходится иметь дело с правоохранительными органами страны», – заметил Хидаят Оруджев.