Памятник Суворову в Тирасполе – символ единения с Россией.
Фото ИТАР-ТАСС
В Приднестровье избран и вскоре приступит к работе новый Верховный совет. В отличие от парламента Молдавии, который никак не может сформировать правящий альянс и рискует оказаться на грани очередного роспуска. Единственное, что объединяет выборы на двух берегах Днестра, это приход к власти в легитимной Молдавии и непризнанном Приднестровье представителей крупного бизнеса. Об этом «НГ» сообщили эксперты в Кишиневе и Тирасполе.
И.о. президента Молдавии Михай Гимпу уверен, что до Нового года молдавский народ получит подарок – новый правящий альянс. Между тем кишиневские эксперты прочат этому альянсу недолгую жизнь, а избирателям – еще одни досрочные выборы в будущем году.
Напомним, за два последних года в Молдавии три раза выбирали парламент. Но каждый раз он не мог избрать президента (в республике отменены прямые президентские выборы) и распускался временным главой государства. По итогам выборов 28 ноября самая большая фракция в новом Законодательном собрании представлена коммунистами, у которых 42 мандата из 101. На втором месте – либерал-демократы с 32 мандатами. 15 мест достались демократам и 12 – либералам. Поскольку ни одна из парламентских партий не способна создать парламентское большинство, все они ведут интенсивные переговоры друг с другом. Недавно в Кишинев прилетал глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, который встречался с лидерами трех победивших партий (исключение составил руководитель Либерал-демократической партии, премьер-министр Владимир Филат). После этого в молдавской столице заговорили о создании Левоцентристского альянса на основе коммунистической и Демократической партий. Однако, как заметил «НГ» почетный председатель Демпартии Думитру Дьяков, демократы ведут переговоры со всеми сторонами и взвешивают предложения. В стране в это время гадают, у кого – коммунистов или либерал-демократов – больше шансов сыграть властную партию с демократами.
По мнению директора кишиневского Института общественной политики Аркадия Барбароша, наиболее вероятный исход – «альянс без президента». Коммунисты согласны голосовать за «неполитичного президента», но такой вариант не подходит лидеру Демпартии Мариану Лупу – известно, что он как раз и претендует на эту должность. С другой стороны, если состоится Левоцентристский альянс, то в выборах президента не будут участвовать либералы и либерал-демократы. А купить голоса у них, о чем сегодня много говорится, коммунисты не смогут, уверен политолог. «Коммунисты и на прошлых выборах утверждали, что им ничего не стоит переманить к себе кого-то из правых, но у них ничего не вышло, хотя тогда им не хватало всего одного голоса, а теперь в совокупности с демократами – четырех», – сказал «НГ» Барбарош. Если демократы решатся на соглашение с правыми, тогда коммунисты не поддержат кандидата в президенты от этого союза. В любом случае, отметил эксперт, позицию демократов будет определять не столько Лупу, сколько второй номер в списке этой партии – Владимир Плахотнюк. На минувших выборах он финансировал и левых, и правых, а на нынешних стал спонсором демократов. В Кишиневе говорят о нем как о претенденте на пост главы правительства. И этот момент может сказаться на переговорах Демпартии с Либерал-демократической. Лидер последней – Владимир Филат – хотел бы сохранить этот пост за собой. Тем более что у него солидная поддержка Евросоюза. По информации «НГ», его встречи с лидером Приднестровья Игорем Смирновым на тираспольском стадионе во время футбола осенью организовывал представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей. Фактически «футбольная дипломатия» разблокировала отношения между Кишиневом и Тирасполем, политические переговоры между которыми были прерваны два года назад. Подвижки на приднестровском направлении сыграли на Филата во время избирательной кампании, и его молодая по сравнению с другими партия вышла на второе место по итогам выборов.
Приднестровская тема важна и для остальных партий – кроме Либеральной, лидер которой Михай Гимпу в свое время поощрял вооруженный конфликт на Днестре, все остальные обещали избирателю скорое объединение страны в границах независимой Молдавии. Гимпу всегда выступал за другое объединение – с Румынией. Филат, впрочем, также считался приверженцем этого курса, однако недавно в ответ на интеграционные заявления президента Румынии Траяна Бэсеску заявил, что Молдавия была и останется самостоятельным государством. Тем не менее Филат не входит в планы Кремля, если судить по встречам Нарышкина в Кишиневе.
В планы же нынешней приднестровской власти не входит никто из нынешней власти Молдавии: население региона на референдуме подтвердило курс на интеграцию с Россией. Однако выборы Верховного совета, которые прошли в минувшее воскресенье, показали: политическая расстановка сил в регионе может измениться. В новом депутатском корпусе Приднестровья большинство составляют далеко не пропрезидентские силы. По словам лидера партии «Народная воля Приднестровья» Олега Гудымо, «большинство Верховного совета можно считать праворадикальным», и за ним стоит крупный бизнес. Действительно, в числе депутатов Илья Казмалы, один из руководителей корпорации «Шериф», а также – члены группы, известной по «инициативе 16-ти». Эта инициатива предполагала сужение президентских полномочий. Она была «отбита» в свое время сторонниками Игоря Смирнова и стоила Евгению Шевчуку места спикера парламента. Шевчук, заявлявший о себе как претендент на президентское кресло, прошел в нынешний парламент и может быть использован Кишиневом во время предстоящих в 2011 году выборов президента Приднестровья. По словам Гудымо, Шевчук «говорит о России, но ориентирован на Запад, как и ведущие молдавские политики».