Главное – начать, считает Роза Отунбаева.
Фото Reuters
Президент Киргизии Роза Отунбаева сообщила журналистам, что в стране покончено с серыми схемами поставок топлива в Центр транзитных перевозок – «Манас». По ее словам, прежний президент Курманбек Бакиев получал от этих схем прибыль до100 млн. долл. в год.
Ранее Отунбаева пообещала соотечественникам покончить с одной из главных проблем республики – взяточничеством. По словам главы государства, нынешние власти республики системно борются с мздоимством и уже достигли значительных успехов: «Мы впервые в нашей практике начали вводить в крупнейших энергокомпаниях аудит. Это беспрецедентно для нашей страны. Будучи депутатом, я ни листочка информации не могла вытянуть из энергокомпаний. Все было государственным секретом».
То, что коррупция пронизывает все киргизское общество, не секрет. Необходимость «дать на лапу» сопровождает жителя республики всюду – начиная роддомом и заканчивая кладбищем. Плачевное положение подтверждают и данные международных организаций: по результатам мониторинга уровня коррупции, проведенного в 2010 году Transparency International, Киргизия оказалась на 164-м месте в мире – в компании Гвинеи-Бисау, Конго и Бурунди.
Незримый бой с коррупцией руководители Киргизии ведут уже 20 лет – каждый киргизский президент и многочисленные чиновники регулярно докладывают о героической борьбе со взятками. Особенно много антикоррупционных инициатив, а также докладов об успехах озвучивается в дни приездов делегаций международных доноров, на деньги которых, собственно, сама борьба со взяточничеством и происходит. Вместе с тем количество слов на результат явно не влияет – с каждым годом ситуация ухудшается. Взятки берут учителя, врачи, военные, сотрудники международных организаций, чиновники, милиционеры, таможенники, пожарные┘ Список можно продолжать бесконечно.
Взяточничество давно стало нормой. К примеру, в получении взяток барашками, водкой и кумысом откровенно признавался экс-президент Бакиев, нынешний глава администрации президента Эмиль Каптагаев, не смущаясь, рассказал, что давал взятки сотрудникам ГАИ.
Когда чиновник теряет свое место, зачастую оказывается, что одними барашками дело не ограничивалось. Накануне Роза Отунбаева сообщила, что прежний президент Курманбек Бакиев от поставок нефтепродуктов в Центр транзитных перевозок получал прибыль до 100 млн. долл.
Одной из главных проблем коррупцию в Киргизии называют не просто так – дело не в ее распространенности, а в том, насколько серьезный вред она наносит: «откаты», «распилы», взятки фактически развалили энергоотрасль республики, потери в которой (а попросту воровство) составляют по разным данным 25–40% (при норме в 5–7).
Интересно, что как за дачу, так и за получение взяток за 20 лет существования независимой Киргизии практически никто не наказан. Ответственность за происходящее никто не несет и конца-края этому не видно.
Произошедшая в апреле смена власти ситуацию не изменила, напротив, по стране пронеслась волна – «революционные товарищи» требовали с бизнесменов деньги за право не быть причисленными к сторонникам павшего режима. Спустя 8 месяцев ситуация стабилизировалась, однако о каком-либо снижении уровня коррупции говорить не приходится. Как сообщил корреспонденту «НГ» высокопоставленный сотрудник одной из системообразующих киргизских компаний, «сейчас вопрос не в том, дать деньги или нет. Мы платили при прежнем президенте, готовы платить и сейчас. Проблема в том, что пока политики дерутся между собой, мы не знаем кому платить. Эта неопределенность создает препятствия для бизнеса, делая его уязвимым. Надеемся, что стабильность восстановится и мы вновь возобновим «сотрудничество» с властями».
Бишкек