Константин Грищенко передал главе МИД Румынии позицию Киева.
Фото Reuters
Состоявшиеся в рамках саммита ОБСЕ в Астане переговоры министров иностранных дел Украины и Румынии Константина Грищенко и Теодора Баконского сняли опасную напряженность в двусторонних отношениях. Однако эксперты уверены, что дипломатам удалось только заморозить конфликтную ситуацию. Уже в следующем году противостояние может повториться и обостриться. Тем более что Евросоюз, тормозящий процесс интеграции Украины, перестает быть сдерживающим фактором в украинско-румынских отношениях.
Формальным поводом для давнего территориального спора стали несколько островов на реке Дунай. «Дело в том, что строительные работы и углубление Георгиевского канала, проведенные румынской стороной, изменили фарватер Дуная.
Если ранее суда ходили между румынским берегом и островом Майкан, то сейчас судоходство возможно между островом и украинским берегом. На этом основании Бухарест предлагает сдвинуть госграницу ближе к украинской территории. Если это произойдет, Румыния заявит подобные претензии еще на пять островов на Дунае», – пояснил «НГ» директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Вялотекущее выяснение отношений перешло в острую фазу в конце ноября, когда президент Румынии Траян Бэсеску в интервью румынскому изданию Romania Libera заявил, что через 25 лет граница ЕС будет проходить по Днестру, а Бессарабия объединится с Румынией в рамках ЕС. Фактически объявив претензии на территорию Молдавии и Одесской области Украины, Бэсеску выразил недовольство присутствием российских войск в Приднестровье и Черноморского флота РФ в Крыму. «Если Россия так дружелюбно смотрит на Черноморский регион, зачем ей такой большой флот в таком маленьком море?» – заявил румынский лидер, не объясняя, зачем Бухарест щедро финансирует программу создания мощной военной речной флотилии на Дунае.
Скандал, возникший после этой публикации, пришлось урегулировать главам МИДа, которые договорились в 2011 году провести первое заседание украинско-румынской комиссии по вопросам экономического, промышленного, научного и технического сотрудничества. Впрочем, эксперты сомневаются, что комиссия решит накопившиеся проблемы, поскольку позиции сторон прямо противоположны. Бухарест всегда отказывался признать послевоенную карту Европы и настаивал на присоединении к Великой Румынии не только Бессарабии, но и части Буковины – современной украинской Черновицкой области. В 1993 году румынский МИД направил украинскому ноту, которой провозгласил неправомерным Договор о режиме советско-румынской государственной границы от 1967 года. В 1994 году румынская сторона в одностороннем порядке денонсировала этот договор и с тех пор выдвигает территориальные претензии соседям.
Украинские чиновники неоднократно заявляли, что румынская сторона выдает паспорта десяткам тысяч жителей Украины и Молдавии. Вице-премьер Сергей Тигипко в недавнем интервью отметил, что такая деятельность является «частью (румынской. – «НГ») политики ослабления суверенитета Украины над территориями, которые многие в Бухаресте считают «несправедливо отнятыми у Румынии». Мы с такой постановкой вопроса категорически не согласны». Он заявил, что Киев в ответ на посягательства будет действовать цивилизованно, но жестко.
Однако эксперты считают, что у украинской власти связаны руки. «Киев совершил огромную непростительную ошибку, подписав базовый договор в 2003 году и дав Румынии зеленый свет на вступление в НАТО и ЕС. В тот момент нужно было заблокировать процесс вступления, вынудив Бухарест отказаться от территориальных претензий», – считает руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. Он уверен, что как Леонид Кучма и Виктор Ющенко, так и Виктор Янукович пытаются скрыть патовую ситуацию, не поднимать шумихи, чтобы не осложнять отношения с Евросоюзом.
Виталий Кулик обратил внимание, что проблемы носят не только политический характер, но во многом объясняются экономическими интересами. Недавно Киев объявил о подготовке решения, развивающего судоходство на реках Днепр и Днестр. В рамках существующих международных транспортных коридоров предполагается разрешить проход иностранных судов по украинским рекам. Для этого предполагается расчистить и углубить речное русло, построить новые порты и активизировать работу не только украинского порта Рени, но и молдавского Джурджулешты.
Неофициально чиновники отмечают, что подобный проект существовал и ранее, однако Румыния скрыто противодействовала его реализации, заручившись поддержкой отдельных экологических организаций в Европе.
Хотя государственная политика в этом направлении строится предельно осторожно, а представители украинской власти предпочитают не делать резких заявлений, но партийные лидеры призывают президента разрубить гордиев узел проблем. Ранее с такими лозунгами выступали только члены националистических организаций. После последних выпадов румынского президента Украинская народная партия и УНА-УНСО снова обратились к главе государства и правительству с призывом потребовать от ЕС и НАТО исключить из своих рядов Румынию, которая, выдвигая территориальные претензии к третьим странам, нарушает устав международных организаций. «В Румынии под ширмой демократических лозунгов фактически возродилась агрессивная имперская внешняя политика времен коммунистического режима, которая угрожает сломом послевоенной архитектуры границ в Восточной Европе», – заявил член политсовета партии Степан Хмара.
Нюанс нынешней ситуации в том, что к националистам присоединились их идеологические противники, входящие в состав правящей коалиции в Верховной Раде. Депутат-коммунист Александр Голуб заявил: «На фоне идеологической истерии по поводу «русификации» или «украинизации» политические силы не замечают, что в действительности происходит целенаправленная «румынизация» территорий Черновицкой и Одесской областей.
Киев