Киргизские правозащитники требуют прекратить суд, так как он становится опасным.
Фото Reuters
Если бы в Киргизии подводили итоги года, победителем в номинации «лучшее политическое шоу» стал бы проходивший в Бишкеке в последние два дня суд над обвиняемыми в массовых убийствах 7 апреля 2010 года. На скамье подсудимых оказались сразу 28 человек, в том числе высокопоставленные чиновники, сотрудники спецназа, а также (заочно) экс-президент Курманбек Бакиев и его родня.
Все они, по версии обвинения, виновны в гибели более 70 человек, штурмовавших в тот день Белый дом.
Провести процесс над людьми, мешавшими свергнуть Курманбека Бакиева, для нынешнего революционного руководства Киргизии стало делом чести. Подготовка к судебному заседанию шла несколько месяцев, следственная бригада собрала 60 томов материалов.
Чтобы процесс над «врагами народа» прошел ярко и публично, мероприятие было решено провести в столичном Дворце спорта.
Виновными в гибели людей обвинение посчитало не только экс-президента и высокопоставленных силовиков, но и рядовых сотрудников спецназа. По версии обвинения, «солдаты, выполняя преступный приказ руководства, стреляли в участников мирного митинга, убив 77 граждан».
Сами бойцы, а также многие граждане Киргизии подобной формулировкой оказались удивлены: назвать происходившее в тот день у Белого дома мирным митингом мог бы только человек, страдающий одновременно слепотой и потерей слуха. Сторонники оппозиции пришли на площадь к Белому дому, держа в руках автоматы, гранатометы и снайперские винтовки. Все это оружие было незамедлительно пущено в ход.
Вот только один пример – во время столкновений один из оппозиционеров бросил в строй ОМОНа боевую гранату, раздался взрыв, и несколько бойцов упали, остальные бросились врассыпную, и уже спустя несколько мгновений разгоряченная толпа забивала раненых курсантов академии МВД – двое из них позже скончались.
Впрочем, вернемся к процессу. Чтобы провести показательный суд, власти предприняли серьезные меры безопасности – во вторник здание Дворца спорта внутри и снаружи охраняли около 300 милиционеров и бойцов внутренних войск. В сам зал людей запускали по спискам. В результате на сцене оказались сами подсудимые, их адвокаты, судья и обвинители, а несколько сотен пострадавших во время апрельских событий людей и их родственников сидели в зале.
С первых минут происходящее в зале стало чем угодно, но только не судом. Озлобленные зрители кричали, требуя, чтобы обвиняемые громче называли свои адреса, обещая сжечь их дома. То и дело в адрес обвиняемых, а также адвокатов раздавались угрозы, одну из защитниц толпа несколько раз назвала «русской свиньей». То и дело революционеры, сидящие в зале, требовали осудить всех обвиняемых, в противном случае обещая самостоятельно казнить их и их детей. Отдельное возмущение собравшихся вызывали попытки обвиняемых отвечать на вопросы судьи на русском языке – «те, кто говорит на русском, – враги кыргызского народа», то и дело доносилось из зала. Судья на происходившее практически не реагировал.
Как заметил корреспонденту «НГ» один из обвиняемых, «мы сидели на скамье и боялись толпы, того, что эти люди просто выскочат к нам на сцену и забьют насмерть». Спустя несколько часов опасения подсудимых почти сбылись – несколько десятков зрителей попытались прорваться на сцену. Солдаты с трудом смогли удержать людей, суд был прерван.
В среду процесс продолжился. На этот раз угрозы в свой адрес услышали не только обвиняемые и адвокаты, но и журналисты – их «герои апрельской революции» пообещали повесить вверх ногами за неправильное описание происходивших в зале событий. Чуть позже выяснилось, что в этот раз на процесс пришли лишь часть адвокатов, которые сообщили, что не собираются «участвовать в судебном разбирательстве, рискуя собственной жизнью». Судья принял решение перенести заседание, что вызвало очередную бурю возмущения у сидевших в зале граждан.
Мероприятие оставило весьма тяжкое впечатление не только у обвиняемых, адвокатов и журналистов – даже посольство США заявило о «глубокой обеспокоенности ходом судебного процесса» и высказало сомнения в справедливости и законности мероприятия. Следующее заседание суда должно состояться 22 ноября.
Бишкек