Этап возвращения деловой активности после кризиса – лучшее время подвести предварительные итоги и оценить эффективность выбранной инвестиционной стратегии. Не секрет, что на время мирового финансового кризиса многие крупные игроки заморозили свои инвестиционные программы. В то время как другие компании, такие как МТС, продолжали масштабное строительство сетей мобильной связи в России и странах СНГ. В компании объясняют свою стратегию тем, что страны СНГ являются растущими рынками и инвестиции в инфраструктурные проекты на этих рынках всегда будут перспективны как для компании, так и для государства. А на фоне благоприятного инвестиционного климата такое совпадение интересов неизбежно приводит к реализации масштабных проектов, как это происходит, например, с бизнесом МТС в Туркменистане.
Не секрет, что СНГ всегда было для МТС приоритетным рынком за пределами России. Руководители компании подчеркивают, что в странах бывшего Союза логика ведения бизнеса схожа с российской и потому понятна. А значит – понятны и «правила игры». И «игра» эта ведется «по-крупному». За последние 9 лет МТС инвестировала в строительство сетей мобильной связи в странах СНГ более 5 млрд. долл. Украина, Беларусь, Туркменистан, Армения, Узбекистан – 98% населения этих стран сегодня имеют возможность воспользоваться телефонной сетью МТС, в том числе и в труднодоступных районах страны. Например, только в 2010 году, МТС ввела в эксплуатацию 181 новую базовую станцию в удаленных и горных регионах Туркменистана, обеспечив мобильной связью 71 населенный пункт, где проживает более 150 тыс. человек. Для Туркменистана, активно реализующего инфраструктурные проекты, мобильная сеть МТС, покрывающая 85% населенной территории страны с ее сложным рельефом, – это фактически решенная социальная задача по телефонизации населения. Самое главное – это то, что инвестиционные проекты МТС носят долгосрочный и многолетний характер. Так, на следующий год в том же Туркменистане запланировано охватить связью еще 42 населенных пункта и 60 тыс. человек.
Не менее важен вопрос экспорта технологий. Если компания реализует на внешних рынках те же инновационные и инвестиционные проекты, что и у себя «дома», в серьезности намерений этой компании не приходится сомневаться. Сегодня в России «правят бал» технологии связи третьего поколения (3G). За два года МТС не только развернула сети этого стандарта в 360 городах, но и запустила их во всех без исключения странах СНГ, где компания ведет свою деятельность. Кроме того, более скоростная версия 3G только готовится к запуску в России в 2011 году, тогда как абоненты МТС в странах СНГ уже пользуются этой технологией. Например, в Туркменистане и Беларуси, где регулятор всячески поддерживает экспорт в страну новейших технологий, сети МТС изначально были запущены в скоростном формате 3G. Интересно, что этот «задел» в технологиях сохранится и в дальнейшем. На 2011 год уже запланирована модернизация сетей 3G на всех рынках присутствия МТС. Так, в следующем году в Туркменистане скорость передачи данных по сетям МТС планируется увеличить в 2 раза – до 42 Мбит/с, а к 2012 году покрыть сетью 3G все населенные пункты страны с населением от 20 тыс. человек. По сути, решается вопрос не только телефонизации страны, но и ее цифровизации. На основе такой беспроводной сети федерального масштаба можно решать множество задач – от электронного правительства до цифрового телевидения.
Сегодня инвесторы размышляют о принципиально новых инвестиционных стратегиях, о новых привлекательных рынках. И тот факт, что крупнейший в Восточной Европе мобильный оператор не прекращал свои инвестиции в страны СНГ даже на пике финансового кризиса, много говорит о потенциале и привлекательности этих рынков.