0
1211
Газета СНГ Интернет-версия

03.11.2010 00:00:00

Кавказский коридор

Тэги: казахстан, нефть, кавказ, ес


Кавказский маршрут доставки энергоресурсов Каспийского бассейна в Восточную и далее в Западную Европу все больше привлекает внимание как экспортеров, так и потенциальных покупателей нефти и газа. На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о возможности поставок казахской нефти в ЕС в обход проливов Босфор и Дарданеллы – через Кавказ.

Учитывая уже имеющиеся договоренности и перспективные планы заинтересованных сторон, можно сказать, что кавказский маршрут с каждым годом приобретает все большее значение для Запада. Как уже писала «НГ», между Азербайджаном, Грузией и Румынией уже подписаны соответствующие документы о реализации проекта доставки азербайджанского сжиженного газа в Румынию.

На днях в ходе официального визита в Украину президента Ильхама Алиева Баку и Киев договорились увеличить поставки азербайджанской нефти в Украину. На совместной пресс-конференции глав двух стран было отмечено, что стороны решили начать работу над стратегическим договором, предусматривающим значительное увеличение поставок азербайджанских энергоносителей в Украину.

«Увеличение поставок азербайджанских энергоносителей в Украину, в частности нефти, будет осуществляться по нефтепроводу Одесса–Броды. Мы рассчитываем, что эта программа в течение нескольких лет создаст условия для значительного увеличения поставок энергоносителей», – заявил президент Украины Виктор Янукович.

В свою очередь, Ильхам Алиев отметил, что азербайджанская сторона уже начала увеличение энергоносителей в Украину, поставив в эту страну более 1 млн. тонн нефти.

«Мы рассчитываем в будущем наращивать объемы поставок», – сказал Алиев. При этом он объяснил такие намерения планами Азербайджана на увеличение уровня добычи азербайджанской нефти. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) в 2011–2014 годах в Азербайджане будет добыто 223 млн. тонн нефти и 120 млрд. кубометров газа. Причем, если в 2011 году объем добычи прогнозируется в объеме 51,6 млн. тонн, то в 2014 году он будет доведен до 62,4 млн. тонн. Что же касается газа, то на 2011 год объем его добычи прогнозируется в 29 млрд. кубометров, а в 2014 году он достигнет уровня 32 млрд. кубометров.

По мнению местных экспертов, нацеленность на увеличение добычи энергоресурсов свидетельствует о том, что Баку, во-первых, нашел потенциальных покупателей для своей продукции. Во-вторых, прокладывая новые маршруты, Азербайджан рассчитывает стать транзитной страной для прокачки энергоресурсов с восточного берега Каспийского моря. То, что эта идея рассматривается уже в практической плоскости, подтвердили на днях друг за другом президенты Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев.

«В перспективе через территорию Азербайджана на украинские рынки может поставляться нефть соседних стран, расположенных на восточном побережье Каспийского моря. И этот проект также будет способствовать более полной интеграции стран Черноморского и Каспийского регионов. И тем самым мы создадим еще один очень надежный энергетический коридор, который будет связывать Каспийское море, очень богатое энергоресурсами, с рынками Украины, с рынками Европы», – заявил Ильхам Алиев в Киеве.

В то же время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью New Europe заявил, что существует интерес к проектам, направленным в обход проливов Босфор и Дарданеллы.

«Мы не исключаем возможности их использования для поставок нефти на рынки Европы», – подчеркнул президент. При этом он уточнил, что «было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки нефти через кавказский коридор, то есть через Каспийское море, Азербайджан и Грузию, – в Черное море, дальше танкерами до Румынии. Тогда проект Констанца–Триест нам пригодится».

По данным казахстанских СМИ, правительство этой страны серьезно задумывается над проектом прокладки нового нефтепровода между Каспием и Черным морем. Дело в том, что с началом освоения крупнейшего в мире месторождения Кашаган Казахстан дополнительно получит более 50 млн. тонн нефти. Именно поэтому Астана сегодня заинтересована в открытии нового маршрута транспортировки своей нефти через кавказский коридор, то есть через Каспийское море, Азербайджан и Грузию, – в Черное море, дальше танкерами до Румынии. Заинтересованность Астаны в данном маршруте объясняется в первую очередь тем, что сегодня казахстанская нацкомпания «КазМунайГаз» владеет 100% акций румынской компании The Rompetrol Group NV, куда входят два нефтеперерабатывающих завода «Петромидиа» и «Вега».

Следует заметить, что Азербайджан для поставки нефти на Черное море располагает двумя трубопроводами – Баку–Супса и Баку–Новороссийск. В случае необходимости он может использоваться для транспортировки казахстанской нефти. Переговоры по этим вопросам уже ведутся между «КазМунайГаз» и ГНКАР. Чем они завершатся, станет известно скорее всего в следующем году.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
213
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
382
Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Екатерина Трифонова

Однако в практической работе по перевоспитанию доминирует система взысканий

0
327
Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Анастасия Башкатова

ОПЕК+ решит, стоит ли увеличивать добычу в декабре

0
499

Другие новости