Прием в отличие от погоды был теплым.
Фото Reuters
Как только из Киева в среду вечером улетел российский премьер Владимир Путин, в украинскую столицу прибыл президент Азербайджана Ильхам Алиев. Формально эти визиты, планировавшиеся заранее, не связаны ничем. Кроме главной темы переговоров – сотрудничества в газовой и нефтяной сферах.
Ранее планировалось, что в ходе заседания межправительственного российско-украинского экономического комитета будет подписано и межгосударственное соглашение о транзите нефти, и соответствующие договоры между компаниями «Укртранснафта» и «Транснефть». Конфликт между ними возник еще в начале года, когда украинская сторона повысила на 30% ставку на транзит нефти и предложила в документах закрепить обязательства российской стороны по объемам транспортировки, а также относительно штрафных санкций в случае уменьшения оговоренных объемов. Российская сторона не приняла эти требования. Весной СМИ сообщили о том, что «Укртранснафта» подала иск к «Транснефти» в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ с требованием возместить 7 млн. долл. убытков за нарушение договоренности об объемах прокачки нефти.
Урегулирование вопроса на политическом уровне несколько раз переносилось. В среду в Киеве министр энергетики РФ Сергей Шматко сообщил: «Мы парафировали соглашение о транзите нефти». Он добавил: «У нас действительно нет гарантированных объемов. Наша компания «Транснефть» является транспортной компанией и не может дать гарантий, так как не добывает нефть. Поэтому мы на сегодняшний день договорились о подписании соглашения, которое бы регулировало наши взаимоотношения в области транзита нефти. Оно носит рамочный характер, но порядок взаимодействия сторон там прописан». Украинский министр Юрий Бойко уточнил, что «детали и технические условия будут оговариваться в дальнейшем и будут закреплены соответствующими соглашениями». По его словам, стороны предварительно договорились о транспортировке 25 млн. тонн нефти в течение ближайших пяти лет. Хотя никто из участников переговоров не назвал новые ставки тарифов на транзит, Шматко сказал журналистам: «На сегодняшний день мы считаем, что украинская сторона улучшила ценовые ориентиры».
Российские источники считают, что Киеву некуда деться, поскольку объемы транзита нефти в Европу по украинской территории в январе–сентябре сего года сократились более чем на 30% – по сравнению с прошлогодним периодом. Украинские чиновники, наоборот, уверены, что у них есть козыри для продолжения переговоров с российской стороной. Они напоминают, что в сентябре Украина и Казахстан нашли выход из затяжного кризиса и договорились о возобновлении транзита казахстанской нефти в объеме 8 млн. тонн в год.
Вторым направлением деятельности Киева стало возобновление переговоров с Баку о поставках каспийской нефти. Виктор Янукович за время президентства уже четыре раза общался с Ильхамом Алиевым, украинские отраслевые делегации провели десятки подготовительных переговоров. В последний раз вопрос обсуждался две недели тому назад в рамках состоявшегося в Баку заседания азербайджано-украинской межправительственной комиссии, работа которой была фактически заморожена с 2006 года. Источники, информированные о той встрече, сообщили, что была достигнута принципиальная договоренность о транзите азербайджанской нефти в Европу по территории Украины. Тогда же и была назначена дата официального визита Алиева в Киев.
Вчера, к моменту сдачи номера в печать, документы еще не были подписаны. Однако украинские чиновники утверждали, что соглашения готовы уже несколько лет, ведь проект поставок и транзита каспийской нефти разрабатывался еще при президенте Ющенко. Реализовать его помешало политическое противостояние главы государства с премьер-министром Юлией Тимошенко: Ющенко требовал использовать в рамках проекта нефтепровод Одесса–Броды, для чего пришлось бы разорвать контракт с российскими операторами маршрута, Тимошенко, имевшая более широкие полномочия в экономической сфере, выступала категорически против.
Накануне визита в Киев Ильхам Алиев подтвердил украинской газете «День», что идея проекта возникла еще в 2006 году, когда Виктор Янукович работал премьер-министром при президенте Ющенко: «Мы знаем друг друга давно, и поэтому для нас сотрудничество с нынешней властью в Украине не представляется чем-то новым». Он отметил: «Сейчас существует хорошая возможность конкретизировать именно экономические аспекты. Мы очень серьезно рассматриваем возможности инвестиций азербайджанских компаний в экономику Украины – уже есть некоторые наработки, а также участие наших компаний в различных инфраструктурных проектах». В первую очередь, по словам Алиева, рассматриваются энергетические аспекты сотрудничества: Азербайджан готов принимать участие в реализации украинских проектов по поставкам сжиженного газа, а также рассматривать вопрос транспортировки нефти по маршруту Одесса–Броды. «Азербайджан с Украиной трубопровод не связывает, поэтому сегодня нефть от нас попадает на украинские нефтеперерабатывающие заводы из Джейхана, что вообще-то неблизко. Если нефть будет попадать из черноморских портов, экономика проекта будет более эффективной», – пояснил президент Азербайджана.
Руководитель международного энергетического клуба «Q-Club» Александр Тодийчук считает анонсированные проекты выгодными для всех сторон. «Сегодня украинская нефтетранзитная система загружена всего на 20–25%. Введение в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море, еще снизит загрузку украинской и белорусской трубопроводных систем. Поэтому поиск новых партнеров, которые заинтересованы в транспортировке каспийской нефти в Европу, необходим Украине», – пояснил эксперт.
Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн согласен, что при прагматичном подходе интересы всех партнеров Украины могут быть согласованы и учтены. «Вариантов для нормальной работы достаточно, если стороны откажутся от политизации вопроса поставок нефти», – считает он. Тодийчук уточнил, что в экономическом смысле украинско-азербайджанские договоренности не могут повредить интересам Роcсии.
Вчера Виктор Янукович сообщил во время пресс-конференции, что поставил задачу переориентировать маршрут эксплуатации нефтепровода Одесса–Броды. Он отметил: «Для Украины очень важно, что мы получаем нефть из Азербайджана на наши НПЗ, тем самым создавая новую добавочную стоимость, создавая новые рабочие места, это имеет очень важное социальное значение... Все наши последующие шаги будут направлены на то, чтобы наполнить нефтепровод Одесса–Броды и запустить его в аверсном режиме. И мы рассчитываем, что эта программа в течение нескольких лет обеспечит значительное увеличение поставок энергоносителей. И не только нефти».
Киев