Траян Бэсеску заручился поддержкой Москвы.
Фото Reuters
Президент России Дмитрий Медведев приравнял Румынию к странам – посредникам в молдавско-приднестровском урегулировании. Так прокомментировало 19 октября заявление российского президента по итогам трехсторонних переговоров глав России, Франции и Германии в Довиле румынское издание Cotidianul. Эта перспектива порадовала официальный Кишинев, но напугала приднестровцев и жителей автономии на юге республики – гагаузов. Последние настаивают, чтобы их также допустили к переговорам.
Если Румыния станет участником переговоров по урегулированию приднестровского конфликта, то России надо будет готовить места для тысяч беженцев из региона, заметил «НГ» вице-президент Приднестровья в 1991–2001 годах Александр Караман.
«У нас до сих пор хранятся снайперские винтовки и карабины румынского производства, которыми в 1992 году обстреливали Дубоссары (город на левом берегу Днестра. – «НГ»). Страна, принимавшая участие в вооруженном конфликте на стороне Молдовы, не может быть посредником на мирных переговорах. Да, в свое время конфликт и начался из-за румынского фактора – в начале 90-х прошлого века Молдавия выступала за присоединение к Румынии, мы туда не хотели и не хотим», – пояснил Караман. «Нас удивило то, что президент России не назвал в числе тех, от кого зависит урегулирование, Украину. Хотя в мае Медведев и Янукович сделали по данному поводу совместное заявление, в котором пообещали, что будут действовать на этом направлении совместно, а также заверили, что миротворческая миссия в Приднестровье будет завершена только после окончательного урегулирования конфликта. Румыния и Молдавия сегодня настаивают на преобразовании военной миссии МС в гражданскую. Евросоюз это поддерживает. А как же гарантии безопасности гражданам РФ, живущим в регионе (их 150 тысяч), которые обещал Дмитрий Медведев на встрече с президентом Приднестровья Игорем Смирновым?» – задал вопрос молдавский политик.
Напомним, 19 октября на пресс-конференции по итогам трехсторонних переговоров глав России, Франции и Германии в Довиле (Франция) президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит от позиций не только России, но и Молдавии, Приднестровья, Румынии и ЕС. Ранее, 12 октября, на пресс-конференции в Бухаресте канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что тема молдавско-приднестровского урегулирования стала одной из основных на обсуждении с президентом Румынии Траяном Бэсеску. Меркель назвала «взаимным» интерес Берлина и Бухареста в решении приднестровского вопроса, а также призвала официальные лица Румынии оказывать содействие процессу урегулирования конфликта.
Эти заявления получили громкий резонанс.
Президент России Дмитрий Медведев «пригласил Румынию к участию в урегулировании приднестровского конфликта», – отметило еще одно румынское издание Adevarul. Издание приводит мнение румынского политолога Виталия Чобану, который считает, что «при Медведеве русские стали более осторожными и более открытыми для диалога, но лишь потому, что они нуждаются в помощи Запада в процессе технологической модернизации». Еще не ясно, по его словам, насколько велик будет «кусок пирога», который потребуют русские за то, чтобы дать Западу, что он хочет. «Как бы нам не проснуться с новым, чуть более припудренным и приодетым «планом Козака» в качестве чудесного решения», – подвел он итог. План, или «меморандум Козака», был предложен в 2003 году сторонам конфликта Кремлем, принят Тирасполем, но отвергнут Кишиневом. Он, в частности, предполагал сохранение российского военного присутствия в регионе на 20 лет.
Одним из результатов встречи руководителей Германии, Франции и России Ангелы Меркель, Николя Саркози и Дмитрия Медведева может стать возобновление официальных переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, Евросоюз и США – наблюдатели). Об этом заявил на пресс-конференции в Кишиневе руководитель представительства Евросоюза в Молдавии Дирк Шубель. Говоря о возможности внесения изменений в переговорный формат, он отметил, что «подобные решения не могут приниматься только тремя странами».
В Киеве политики и эксперты активно обсуждают перспективы переговоров Кишинева и Тирасполя, а также пытаются ответить на вопрос: почему Дмитрий Медведев не назвал в числе ответственных за урегулирование конфликта Украину?
Депутат Верховной Рады Катерина Ващук предположила, что Медведев «просто забыл, что в Приднестровье живут тысячи украинцев».
Депутат из оранжевой фракции «Наша Украина – Народная самооборона» Олесь Доний сказал «НГ», что участие Румынии в переговорном процессе по приднестровской проблеме естественно: у двух народов – румын и молдаван – общий язык и общая история. Депутат заметил: «В Раде сегодня провластное большинство думает иначе, потому что у руководства Украины – люди, ориентирующиеся на Москву. Потому Украину и не назвал Медведев». Румыния, по мнению Дония, будет добиваться вывода из Приднестровья российских войск, и ее поддержит Евросоюз.
Между тем руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что речь идет о переформатировании переговорного процесса. В него при поддержке ЕС вводят Румынию. Но туда же, отметил политолог, пытаются войти и напуганные румынской угрозой гагаузы – население территориального автономного образования на юге Молдавии. «Они уже заявили, что как только речь пойдет об интеграции Молдавии под эгидой Румынии в ЕС, то они будут настаивать, чтобы их включили в формат переговоров», – пояснил Небоженко. По его мнению, такое развитие событий вполне реально.
С этим согласен эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Он отметил, что «Евросоюз пообещал Молдавии принять ее в свои ряды вместе с Приднестровьем». И «даже Смирнов (Игорь Смирнов – президент Приднестровья. – «НГ») при всей его ориентации на Россию, если увидит выгоду в возможной интеграции, может согласиться с предложениями ЕС», сказал эксперт.