В Киеве у Уго Чавеса было прекрасное настроение.
Фото Reuters
Завершившееся вчера в Киеве славянское турне президента Венесуэлы Уго Чавеса принесло украинской власти много экономических надежд и еще больше внешнеполитических сложностей. Достигнутые договоренности могут ухудшить отношения не только с Западом, но и с партнерами Украины по СНГ, приходят к выводу эксперты. Впрочем, они сомневаются в реалистичности планов Чавеса–Лукашенко–Януковича.
Официально известно о двух главных пунктах договоренностей – о допуске украинских компаний к добыче нефти и газа в Венесуэле и о расширении проекта транспортировки нефти в Белоруссию. «У нас самые большие залежи нефти в мире. Я думаю, Украина должна там быть, Украина должна добывать там нефть и газ», – сказал гость во время пресс-конференции.
Однако украинские эксперты усомнились в том, что в бюджете «Нафтогаза» найдутся средства для инвестиций в еще одно направление деятельности.
За последние десять лет Киев подписал несколько подобных соглашений с целью уменьшить зависимость от российских поставок, но ситуация до сих пор радикально не изменилась. В 2003 году еще президент Леонид Кучма договорился о разработке украинским «Нафтогазом» месторождений в Ливии, запасы которых в то время оценивались в более чем100 млн.тонн нефти и около 30 млрд. куб. м газа. В 2004 и 2005 годах были заключены более скромные контракты «Нафтогаза» с правительствами Египта и ОАЭ. За прошедшие годы рассматривались проекты добычи ресурсов в Центральной Азии, Африке, а с недавних пор, когда возникла идея создания СП между «Нафтогазом» и «Газпромом», обсуждается проект участия украинской компании в разработке и российских месторождений.
Но реализация всех подобных проектов требует от украинской стороны инвестиций, отмечают чиновники. Один из них рассказал «НГ», что в первом полугодии текущего года сумма капитальных вложений «Нафтогаза» в нефте– и газодобычу составила менее 200 млн. долл. «Этого мало для результативной работы», – сказал он. Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар подтвердил, что у «Нафтогаза» нет свободных средств не только для освоения новых месторождений, но и для продолжения уже начатых работ. Кстати, по данным Госкомстата Украины, за первое полугодие текущего года Украина сократила добычу даже на собственных месторождениях: газа – на 6% по сравнению январем-июлем 2009 года, нефти – на 13,4%.
В Киеве допускают, что договоренности с Чавесом могут предполагать натуральный обмен энергоносителей на продукцию украинских предприятий. В ходе двухдневного визита в украинскую столицу президент Венесуэлы посетил авиастроительное предприятие им.Антонова, где заявил: «Мы заинтересованы, чтобы у нас был хороший воздушный флот, мы очень заинтересованы. И, возможно, мы придем к каким-то договоренностям». Кроме того, украинские СМИ предполагали, что гостя интересуют украинское оружие и военная техника. Но о том, поднималась ли эта тема в ходе затянувшейся на два с половиной часа беседы Януковича и Чавеса тет-а-тет, неизвестно.
Чиновник, неофициально прокомментировавший «НГ» смысл достигнутых договоренностей, считает схему обмена нефти и газа на самолеты и оружие нереалистичной, поскольку предприятия не имеют права на бартерные расчеты. Поэтому он полагает, что соглашения Януковича и Чавеса останутся пожеланиями до тех пор, пока партнеры не найдут свободные средства для их реализации.
Исключением может стать разве что проект поставок венесуэльской нефти в Белоруссию, реализация которого началась в апреле сего года. Сейчас нефть танкерами завозится в Одессу, откуда по железной дороге доставляется на Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы. Сложность маршрута объясняет относительно незначительный объем поставок, прогнозирующийся по итогам года на уровне не более 3 млн. тонн.
Чтобы увеличить объем, Александр Лукашенко настойчиво предлагает Киеву включить в проект нефтепровод Одесса–Броды, который уже несколько лет работает в обратном направлении, перекачивая российскую нефть от западных границ Украины по направлению к одесскому порту. Пару месяцев назад министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко сообщил, что Киев допускает возможность перезапуска нефтепровода в проектном направлении, но только в том случае, если Минск гарантирует ежегодный объем закупок венесуэльской нефти в объеме не менее 9 млн. тонн. Лукашенко в начале октября заявил, что решение практически принято, поскольку российские партнеры Украины перестали выполнять свои обязательства: «Труба
(Одесса–Броды. – «НГ») пустая стоит. Сами заполнить не могут». Представители официального Минска рассчитывают с 2011 года покупать свыше 10 млн. тонн венесуэльской нефти в год, обещая украинской стороне заполнить нефтепровод.
Чиновник-собеседник «НГ» подтвердил, что проблемы с наполнением маршрута российской нефтью начались в июне, а в сентябре-октябре трубопровод действительно практически не используется. Он предположил, что это связано с политическими сложностями между Минском и Москвой и с украинско-белорусскими энергетическими проектами, позволяющими Александру Лукашенко удержаться на плаву. «Буквально на днях министр энергетики РФ Сергей Шматко предупредил нас, что без согласия России качать венесуэльскую нефть по ветке трубопровода «Дружба» не удастся. А эта ветка и является фактически белорусским направлением маршрута Одесса–Броды, – пояснил он.
Виктор Янукович, отвечая на пресс-конференции на подобный вопрос, сказал: «Что касается транспортировки венесуэльской нефти в сторону Беларуси, мы ее будем транспортировать столько, сколько она будет поступать в порты Украины. Мы считаем, что решение этого вопроса для Беларуси никак не противоречит интересам России и никак не нарушает наши отношения, Украины и России».
Руководитель украинского Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала согласен, что Украина должна создавать внешнеэкономические связи исходя из своих национальных интересов. Если такие проекты приносят экономическую выгоду партнерам России по СНГ, то тем самым создают стабильную и прогнозируемую ситуацию на границах РФ, отметил эксперт. Директор Института мировой политики Алена Гетьманчук считает такие выгоды сомнительными. Она уверена, что факт визита Чавеса в Киев осложнит отношения украинской власти и с западными, и с восточными партнерами. Что касается договоренностей о проекте «Одесса–Броды», Гетьманчук не исключает, что Киев, любезничая с Чавесом и Лукашенко, пытается оказать давление на Москву в энергетических вопросах.
Украинские эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения команды Януковича, контакты с Уго Чавесом могут превратиться в действенный механизм внешнеполитического шантажа. Вскоре в Киеве будет открыто диппредставительство Венесуэлы. А зимой Янукович намерен посетить Каракас для продолжения разговора с Чавесом, который обращается к украинскому президенту на «ты», называя его «другом Виктором».
Киев