Директор Департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин заявил по поводу продажи крейсера «Украина» России: «Соответствующие переговоры ведутся в конструктивном русле, обе стороны заинтересованы в их скорейшем результативном завершении, и вопрос о цене в этом процессе является далеко не определяющим». Так он скорректировал свои же слова, сказанные накануне, что «вопрос упирается в элементарную и простую вещь – деньги». Российские СМИ поняли это как намек на отсутствие у России средств и несогласие с ценой.
Переговоры о покупке недостроенного крейсера проекта 1164 планировалось закончить в октябре. И есть основания считать, что сам факт переговоров свидетельствует о твердом намерении Москвы купить недострой образца 1970-х.
Переговорную комиссию на уровне правительств сформировали в июле для комплексной оценки целесообразности достройки ракетного крейсера. По словам члена комитета Госдумы по обороне Михаила Ненашева, бывшая «Украина» нуждается в глубокой модернизации. «Сейчас определяется, в каком качестве будет достроен корабль и во что обойдется капитальная модернизация его корпуса и оборудования, – сказал Ненашев и заявил: – Обновленный, отвечающий требованиям времени крейсер нужен российскому ВМФ – в этом нет никакого сомнения».
Ракетный крейсер, еще недавно называвшийся «Украина», был заложен в Николаеве в 1984 году под названием «Комсомолец», затем переименован в «Адмирал флота Лобов». Спущен на воду в августе 1990 года. 1 октября 1993 года при готовности в 75% перешел в собственность Украины и стал называться «Украина». В 1994 году строительство было прекращено из-за отсутствия денег. Россия предлагала обменять «Украину» на два фрегата, но Киев не согласился.
В 1998 году крейсер решили достроить и довели до готовности 95%. После чего строительство прервали окончательно из-за невозможности оснастить корабль штатным ракетным вооружением. Другую причину озвучил заместитель министра обороны Украины Валерий Иващенко на заседании комитета Верховной Рады: «Крейсер «Украина» не может выполнять задачи, для которых он создавался. Вдобавок потребность этого крейсера в горючем равняется потребности остальных кораблей ВМС Украины». Месяц плавания обходится в 1500 тонн солярки.
В апреле 2005 года министры обороны Украины и России провели переговоры в Москве и решили не достраивать «Украину», поскольку потребности в этом корабле у вооруженных сил обоих государств нет.
Однако 17 мая 2010 года президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович неожиданно договорились о достройке крейсера с помощью российской стороны. 26 июня командование ВМФ РФ заявило о покупке корабля. В июле Верховная Рада отменила постановление о присвоении крейсеру названия «Украина». В июле же крейсер обследовала российская делегация во главе с врио начальника технического управления ВМФ РФ контр-адмиралом Виктором Бурсуком. Готовность корабля оценили в 50%. На его технический ремонт необходимо затратить 15 млрд. руб., а с учетом модернизации – 35 млрд. руб. Это свыше миллиарда долларов.
Киев хотел бы полностью компенсировать стоимость крейсера и расходы на него за 20 лет плюс получить за достройку и модернизацию. На конец 1980-х крейсер стоил 135,3 млн. руб., или по курсу Госбанка СССР – 225, 5 млн. долл. До 1992 года в его строительство вложили еще 171 млн. долл. С 1992 по 2003 год – около 24 млн. долл. Содержание корабля за год обходилось в 1 млн. долл. Кроме того, к визиту президента Леонида Кучмы в 1998 году корабль покрасили, правда, только наполовину – со стороны причала. Итого получается не менее 440 млн. долл.
В достройке крейсера заинтересована также Объединенная судостроительная компания. Ее представители участвуют в переговорах. Судостроители лоббируют покупку крейсера с последующей его буксировкой в Петербург, где и освоят бюджетные деньги.