Лидия Ермошина надеется на объективность наблюдателей.
Фото с официального сайта Республики Беларусь
Действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко первым из 17 кандидатов на пост президента страны собрал необходимое количество подписей в свою поддержку. Об этом сообщил руководитель его инициативной группы Александр Радьков.
Радьков пояснил, что обязательный минимум подписей Лукашенко обеспечило общественное объединение «Белая Русь». По его словам, останавливаться на 100 тысячах инициативная группа не собирается и продолжит сбор подписей дальше. Для адекватного восприятия этой информации необходимо знать, что глава инициативной группы Лукашенко занимает должность министра образования, а также является председателем вышеупомянутого общественного объединения. Уточним, что рекордсменом от оппозиции пока является экс-замминистра иностранных дел Андрей Санников, количество подписей в поддержку которого превысило 20 тысяч.
Несмотря на статус общественного объединения, «Белая Русь» фактически является партией власти. Созданная в 2008 году по инициативе сверху, она в приказном порядке объединила в первую очередь чиновников. Как известно со слов «невольных» ее членов, им регулярно доводятся задания по увеличению численности. Отказ от членства практически равносилен решению об увольнении. В настоящее время организация насчитывает порядка 90 тыс. членов. Несмотря на такие обстоятельства создания и функционирования, Лукашенко от «Белой Руси» всячески открещивается. «Что касается меня, то честно скажу: я не имею никакого отношения к этой организации», заявил он весной 2008 года, отвечая на вопросы журналистов. Более того, тогда же он заверял, что никогда не станет ее членом – «из принципиальных соображений». «Я был в одной компартии, и я из нее не уходил. Как президент, я не принадлежу и не имею права принадлежать какой-то партии», – утверждал Александр Лукашенко. Из его пространного рассуждения на эту тему следовало, что он ничего не знает об административном давлении, является приверженцем создания общественных организаций «снизу» и не намерен «выстраивать какую-то политическую структуру под себя». В дальнейшем Лукашенко, любящий давать оценки действиям российского руководства, связывал нежелание создавать партию власти и с негативным, по его мнению, российским опытом.
Создание «Белой Руси» завершило в Белоруссии формирование социальной структуры, которая позволяет Лукашенко манипулировать обществом, создавая видимость демократии. Наблюдатели не смогут упрекнуть его в том, что он воспользовался административным ресурсом для сбора подписей в свою поддержку, так как основная нагрузка пришлась на общественное объединение, которое занимает активную политическую позицию. Как, впрочем, и в том, что члены избирательных комиссий все сплошь чиновники, так как в комиссии их выдвигают или трудовые коллективы, или общественные объединения. Факт их подконтрольности власти доказать практически невозможно.
В то же время, как отмечала «НГ» ранее, соблюсти все внешние признаки демократичности, но сохранить власть – главная задача Лукашенко. В противном случае ему уготована роль нелегитимного главы государства со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими проблемами. Глава ЦИКа Лидия Ермошина, кстати, уже прореагировала на заявление «источника в Кремле» о том, что российская оценка уровня демократичности белорусских выборов в этот раз будет «адекватной». Она оценила ее как факт давления. «Если переводить с дипломатического языка на какой-то другой язык, нас явно пугают тем, что оценка будет жесткой, чтобы мы не рассчитывали на снисхождение», – сказала она. Ермошина высказала предположение, что российские наблюдатели могут быть заранее сориентированы на ту или иную оценку.
Российско-белорусская информационная война благодаря очень активной позиции Москвы стала частью информационного пространства Белоруссии. Фильмы «Крестный Батька» и громкие заявления Кремля обсуждают уже не только политически активные граждане и представители оппозиции, но и обыватели. Даже некоторые независимые эксперты осмеливаются предположить, что если бы выборы в Белоруссии могли пройти без фальсификаций, то Лукашенко потерял бы работу. Рядовой обыватель связывает с Москвой наличие тепла в своей квартире и, будучи не очень обеспокоен идеями, может не захотеть видеть президентом того, из-за кого рискует лишиться этого тепла. Напомним, что в 1994 году Лукашенко стал президентом только благодаря тому, что население взбунтовалось против административного нажима действующей тогда власти и проголосовало против ее кандидата.
Тем временем последние заявления Москвы не оставляют Лукашенко никаких надежд на примирение. И если министр финансов России Алексей Кудрин уже не впервые говорит о неплатежеспособности белорусской экономики, то позиция Госдумы, поддержавшей вчера позицию президента России по поводу российско-белорусских отношений, – новость.
Минск