Евросоюз привлекателен для молодых украинцев.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Запланированный на 22 ноября в Брюсселе саммит Украина–ЕС может завершиться в лучшем случае пустыми декларациями, в худшем – скандалом. Об этом сообщают источники, близкие к двусторонним переговорам, которые на этой неделе проходят в Киеве. Ожидалось, что до субботы стороны договорятся о тексте будущего соглашения о зоне свободной торговли. Но противоречия, возникшие в начале работы над документом, со временем только углубляются, утверждают украинские чиновники.
Идея получения Украиной особого статуса в ЕС возникла в период президентства Виктора Ющенко. Хотя европейские лидеры всегда осторожно относились к понятию ассоциированного членства, но постепенно украинская инициатива обрела конкретные очертания.
Речь шла о трех направлениях сближения: повышении статуса Украины в переговорах с ЕС; отмене визового режима и создании зоны свободной торговли без ограничений и изъятий. Последний вопрос с 2008 года был выделен в особую переговорную линию. Команда Ющенко надеялась, что весь документ будет подписан на саммите в декабре прошлого года и станет убедительным итогом пятилетней работы президента. Запланированный успех способен был изменить предвыборные расклады в Украине. Ведь, по утверждению социологов, украинцев объединяет только стремление «жить в Европе»: за интеграцию в евроструктуры выступают более 60% жителей страны. Однако к назначенному времени документы не были готовы.
Примечательно, что Виктор Янукович тоже начал свою президентскую деятельность с визита в Брюссель. Еще весной чиновники администрации нового президента анонсировали на конец ноября подписание соглашения об ассоциированном членстве, включающего договоры о зоне свободной торговли и об отмене визового режима. В июле Янукович распорядился активизировать работу над документами. Но к октябрю стало понятно, что противоречия, существующие между Украиной и ЕС, пока неразрешимы. В минувшие выходные, принимая участие в ежегодном саммите «Ялтинская европейская стратегия», украинский президент назвал «формальным» подход ЕС к сближению с Украиной и заявил: «Поскольку Европейский союз не готов даже обсуждать членство Украины, мы будем сами выбирать темпы, формы и методы интеграции в соответствии со своими национальными интересами».
Украинские политологи не торопятся делать вывод об окончательном отказе сторон от идеи сближения. Ведь Янукович еще пару месяцев тому назад говорил о евроинтеграции не просто как о приоритетном направлении внешней политики, но как о «цивилизационном выборе Украины». Поэтому эксперты предполагают, что в жестком заявлении украинского лидера присутствовал элемент давления на ЕС. Экс-президент Леонид Кучма, тоже принявший участие в ялтинском саммите, подверг критике позицию и Киева, и Брюсселя. Он отметил, что украинская власть за 20 лет независимости так и не определилась, в каком направлении двигаться, лавируя между разными внешнеполитическими партнерами. А ЕС, выдвигая Киеву требования, не делает шагов навстречу. Он отметил, что в условиях неопределенности единственным надежным партнером Украины остается Россия.
Экономист Игорь Луценко сказал «НГ», что объем товарооборота Украины с Россией и с ЕС примерно равен. С обоими партнерами Украина проводит переговоры о создании зоны свободной торговли.
Чиновник, близкий к украинской переговорной группе, подтвердил, что именно этот вопрос стал камнем преткновения на нынешних переговорах. «Европейцы не торопятся открыть свои рынки для наших товаров, но требуют отменить все ограничения на ввоз своей продукции. К чему это приведет? К тому, что ряд украинских отраслей просто прекратит существование», – пояснил он, напомнив, что Янукович оценил убытки украинской стороны от неравноправных условий соглашения с ЕС в «миллиарды евро».
В середине сентября, когда стороны только готовились к заключительному этапу переговоров, премьер-министр Украины Николай Азаров предельно четко обозначил позицию украинской власти: «Мы настаиваем, чтобы соглашение о создании зоны свободной торговли (с ЕС. – «НГ») было без всяких ограничений и изъятий и предоставляло равноправные возможности для обеих сторон».
Украинские эксперты отмечают еще одну особенность ситуации: Украина, договариваясь с ЕС, стремилась параллельно развивать отношения с РФ. Хотя на уровне политических деклараций все стороны приветствовали партнерский треугольник, но на деле двусторонние соглашения Киева с Москвой и Брюсселем привели бы к новым проблемам. Так, руководитель Института им. Горшенина Владимир Фесенко недавно пояснил украинским журналистам, что новой украинской власти удалось временно уладить ситуацию в торговых отношениях с Россией, которая отказалась от практики торговых войн и жестких ограничений. «Если Украина подпишет соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС, это вполне может не отвечать интересам России, и тогда РФ сможет ввести запреты и санкции в определенных сегментах рынка», – предостерег эксперт, пояснив, что действия российской стороны в таком случае будут логично мотивированы защитой своего рынка от засилья европейского импорта. Решение этой проблемы пока не было найдено.
Исходя из количества и сложности нерешенных проблем, эксперты спокойно комментируют вероятность отсрочки подписания соглашения между Украиной и ЕС. Директор Центра международных и сравнительных исследований Анатолий Орел во время круглого стола «Отношения Украина – Европейский союз: вызовы современности» отметил, что украинская власть вполне может «подождать некоторое время, пока украинская экономика выйдет на новый уровень развития, укрепится и будет готова к зоне свободной торговли с ЕС с минимумом потерь». Старший экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин считает, что это снимет и другую проблему: высокую планку требований ЕС к партнерам. Он напомнил, что Брюссель выдвигает Киеву не только экономические, но и политические, социальные, экологические требования в русле стандартов, действующих в ЕС. На достижение таких стандартов в Украине могут уйти годы.
Киев