Григол Вашадзе поговорил в Ереване и о российском факторе.
Фото Reuters
В понедельник министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе завершил двухдневный официальный визит в Армению. В Ереване он был принят президентом Сержем Саргсяном, а также провел переговоры с главой армянского внешнеполитического ведомства Эдвардом Налбандяном. О встрече министры иностранных дел двух стран договорились в ходе недавней Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Визит главы МИД Грузии Григола Вашадзе в Ереван на первый взгляд может показаться странным. Страны-соседи в последние годы успели приучить к тому, что такого рода скороспелые поездки их официальные лица совершают друг к другу в связи с обострением конфликтов тех или иных интересов – будь то приграничные противоречия, требующие срочного оперативного вмешательства, накалившаяся обстановка по вопросу принадлежности некой церкви или очередное повышение сепаратистского фона в Самцхе-Джавахети – грузинском регионе компактного проживания армян.
Но сейчас в армяно-грузинских отношениях тишь да гладь. Поэтому визит министра иностранных дел Грузии можно считать в каком-то роде носящим профилактический характер, что, конечно, сторонников региональной стабильности не может не радовать – всегда лучше играть на опережение. Или же он призван был сгладить некоторые шероховатости недавнего прошлого: Тбилиси выразил озабоченность продлением сроков пребывания российской военной базы в Армении, а Ереван в ООН проголосовал против принятия грузинской резолюции по беженцам и временно перемещенным лицам. Объяснить подобные расхождения в позициях можно не только следованием Армении и Грузии в кильватере соответственно российской и американской политики, но и защитой собственных интересов. Что, впрочем, как декларируют лидеры обеих стран, не должно отражаться на двухсторонних отношениях.
На совместной с Эдвардом Налбандяном пресс-конференции Григол Вашадзе разъяснил позицию Тбилиси в отношении российской военной базы. Напомним, некоторое время назад азербайджанские СМИ привели слова грузинского министра о том, что база представляет опасность для Грузии, Азербайджана и суверенитета Армении – причем для последней в наибольшей степени. Армянская сторона, расценив заявление Вашадзе как вмешательство в свои внутренние дела, оставила при этом пространство для маневра, выразив надежду на то, что азербайджанские СМИ переврали слова грузинского министра, как это делают по обыкновению в вопросах, касающихся политики или действий Еревана.
На пресс-конференции в Ереване Вашадзе подыграл этой версии, дав понять, что интервью вышло в свет в «радикализированном» виде: сам он лично никаких заявлений относительно суверенитета не делал, и «Грузия не собирается вмешиваться во внутренние дела Армении... однако вправе высказывать свою позицию о дислокации российских баз в Армении». «В Грузии было пять баз, и это была угроза суверенитету... В свое время все три закавказские республики потеряли в один день суверенитет», – сказал Вашадзе.
Другой вопрос, который интересовал принимающую сторону, – образование на армянском языке, точнее – сокращение количества армянских школ в Грузии. Тут ситуация противоречивая. С одной стороны, в Тбилиси их действительно из года в год становится меньше – пропорционально уменьшающемуся количеству учеников. А с другой – в Самцхе-Джавахети, наоборот, армянских школ стало больше. Игроки сепаратистской волны, однако, любят посудачить именно о «тбилисском варианте» или об увеличении количества часов грузинского языка якобы в ущерб другим предметам, преподаваемым на армянском. Вашадзе проинформировал журналистов о том, что в Самцхе-Джавахети работают 103 армянские школы, все они компьютеризированы, а учителя прошли переподготовку. «Базовое обучение школьники получают на армянском языке, в вузах же на подготовительном отделении для них предусмотрены курсы углубленного изучения грузинского языка, после чего уже можно получать профессиональное образование. Это нужно, чтобы армяне и грузины имели равные возможности», – сообщил Вашадзе. При этом министр поправил некорректно задавшего вопрос журналиста: «На карте Грузии нет Джавахка (название региона на армянский лад. – «НГ»), а есть Самцхе-Джавахети». И осталось непонятно, почему, рассказывая об образовании армян в Грузии, министр «забыл» упомянуть наглядный факт «дискриминации»: в нынешнем году около 300 выпускников армянских школ по распоряжению президента Михаила Саакашвили были приняты в вузы Грузии вне конкурса.
В свою очередь, Эдвард Налбандян заметил, что в «любой семье периодически могут возникать некоторые вопросы, но все решается путем диалога». Оба министра посетовали на то, что Армения и Грузия далеко не полностью задействуют экономические связи – товарооборот составляет всего-то 144 млн. долл., «и этот позорный показатель надо повышать».