0
4245
Газета СНГ Интернет-версия

21.09.2010 00:00:00

Мулло Абдулло обвинили в гибели военнослужащих

Тэги: таджикистан, боевики, терроризм


таджикистан, боевики, терроризм Таджикские военные понесли потери в столкновении с боевиками.
Фото ИТАР-ТАСС

В воскресенье на востоке Таджикистана, в Раштском районе, в результате вооруженного нападения на автоколонну Министерства обороны республики погибли 25 военнослужащих, десятки ранены и еще 25 уведены в плен. Однако, по информации источника «НГ», убиты более 40 военных. Сразу после происшествия на месте события побывал министр обороны Шерали Хайруллоев. В совершенном преступлении власти обвинили полевых командиров мулло (священник) Абдулло и Али Бедака. Их цель – дестабилизация ситуации в Таджикистане.

«Военнослужащие Министерства обороны и Национальной гвардии, общей численностью 75 человек, ехавшие в двух автомашинах в Рашт (бывшее название Гарм), попали в засаду на въезде в ущелье Камароб и были обстреляны из гранатометов и пулеметов. Неизвестные стреляли с ближайшей возвышенности», – сообщили «НГ» подробности в пресс-центре Министерства обороны Таджикистана.

На минувшей неделе в Раштскую долину было переброшено до 2 тыс. солдат Минобороны и Национальной гвардии. По словам сотрудника МО, в регионе силовики проводили зачистку по ликвидации банды мулло Абдулло и поиску заключенных, бежавших из следственного изолятора Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) в ночь на 23 августа. Из 25 сбежавших, осужденных на длительные сроки заключения за убийства, разбой и прочие преступления, 7 были задержаны правоохранительными органами, а остальные скрывались именно в Раштской долине, в банде мулло Абдулло, и намеревались уйти в Афганистан. Для этого им предстояло добраться до Хатлонской области либо до Горного Бадахшана – оба района граничат с этой страной.

Причина уверенных обвинений властями полевых командиров мулло Абдулло и Али Бедака, по мнению таджикских экспертов, кроется в тайных переговорах, которые на прошлой неделе министр обороны Шарали Хайруллоев провел с бывшими полевыми командирами объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Шохом Искандаровым и Мирзохуджей Ахмадовым. Источники полагают, что на этой встрече власти могли получить некую информацию о деятельности мулло Абдулло, так и не сложившего оружия с окончания гражданской войны. Также поговаривают о том, что на переговорах власти заручились обещанием бывших боевиков не вмешиваться в операцию против этого непримиримого оппозиционера.

В годы гражданского противостояния мулло Абдулло – настоящее имя Абдулло Рахимов – воевал на стороне ОТО. После установления мира в 1997 году оружия не сложил и примкнул к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), вместе с которым в 2002 году ушел в Афганистан. Там он нашел пристанище у лидера Северного альянса Ахмада Шаха Масуда. Где провел последние годы мулло Абдулло, неизвестно. Его возвращение в мае прошлого года в Таджикистан тут же спровоцировало рост напряженности в регионе. Вокруг него начали собираться бывшие полевые командиры ОТО и их сторонники, а также противники нынешнего режима президента Эмомали Рахмона. За короткое время его отряд, насчитывавший поначалу человек 100, увеличился в несколько раз. Именно в тот период таджикские силовики, обеспокоенные ростом влияния мулло Абдулло, провели спецоперацию, в ходе которой при странных обстоятельствах погиб экс-министр МЧС Мирзо Зиеев, который ранее также был полевым командиром ОТО.

Эксперты полагают, что активизация бывших боевиков представляет реальную угрозу безопасности Таджикистана. Так, за последний месяц республику сотрясла серия происшествий. Вначале был упоминавшийся дерзкий побег из СИЗО. Затем 3 сентября совершен теракт на территории Регионального отдела по борьбе с организованной преступностью (РОБОП) УВД Согдийской области, через несколько дней – взрыв на ночной дискотеке в Душанбе, а 13 сентября разгорелся бой на таджикско-афганской границе. Все эти происшествия не обошлись без жертв. Власти принялись закручивать гайки. В первую очередь началась кампания против сторонников запрещенных исламских движений, количество которых, по некоторым предположениям, растет из-за социальных проблем и непопулярности официального духовенства. Так, на минувшей неделе был задержан Хусниддин Давлатов, брат полевого командира Алловидина Давлатова, известного под кличкой Али Бедак, – активист Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и депутат Маджлиса (совета) Раштского района. Его обвиняют в пропаганде идей запрещенного в Таджикистане религиозного движения «Салафия».

Одновременно власти развернули активную пропагандистскую кампанию против известного политика и богослова, одного из бывших лидеров ОТО, а затем вице-премьера и сенатора Ходжи Акбара Тураджонзода. На днях на сайте правительственного информагентства «Ховар» было опубликовано открытое письмо анонимного жителя Душанбе, в котором бывший глава Духовного управления мусульман Таджикистана Тураджонзода обвиняется в разжигании гражданской войны и в том, что он якобы был «агентом КГБ». Теперь также предпринимаются попытки обвинить популярного у населения бывшего лидера ОТО в причастности к организации нашумевшего побега заключенных только на основании того, что один из беглецов Али Алиев – гражданин РФ, был пойман в кишлаке по соседству с домом Тураджонзода.

По мнению экспертов, дискредитация бывших лидеров ОТО и их сторонников, а также растущая популярность ПИВТ вызывает недовольство руководства республики и, более того, опасение за свою власть. Между тем давление на оппозицию, священнослужителей может иметь для властей негативные последствия, так как в республике и без того наблюдается рост социального и религиозного напряжения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
855
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1519
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1300
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1127

Другие новости