В эти дни в стратегию развития украинской атомной энергетики вносятся принципиальные поправки, которые имеют прямое отношение к интересам России и Казахстана. Команда Януковича пытается совместить проекты, которые разрабатывались при президенте Ющенко, с планами, появившимися еще при Кучме. Речь идет о том, чтобы, реанимировав старые интеграционные планы, создать в треугольнике замкнутый цикл производства топлива для атомных электростанций (АЭС).
Как известно, в последние несколько лет Украина ориентировалась на диверсификацию поставок топлива и снижение зависимости от России в сфере атомной энергетики. В этом ключе вынашивались планы о строительстве в Украине завода по фабрикации топлива. Конкурс на выбор партнера и технологии был объявлен в прошлом году.
В нем принимали участие российское ОАО «ТВЭЛ», являющееся традиционным монополистом на украинском рынке, и американско-японско-казахстанское СП, которое с 2005 года проводило тестовые испытания альтернативного топлива на Южно-Украинской АЭС.
В начале сентября стало известно, что украинские эксперты сочли предпочтительным пакет российских предложений. Источники «НГ», близкие к руководству ТЭК Украины, утверждают, что окончательного решения еще нет, а победитель конкурса будет утвержден на заседании украинского правительства к началу октября. Однако они же подтверждают информацию СМИ о том, что глава Минтопэнерго Юрий Бойко уже поздравил ОАО «ТВЭЛ» с победой на конкурсе. «Победу наших российских партнеров определили два фактора: выгодность инвестиционной части проекта – российская сторона может взять на себя как минимум половину инвестиций; а также привлекательность технологий: предполагается создать на базе завода полный технологический цикл производства, за исключением обогащения урана», – пояснил источник «НГ». По его словам, дополнительным преимуществом сотрудничества с российской стороной стал тот факт, что обогащать украинский уран в любом случае пришлось бы в России.
Еще неделю тому назад отраслевые эксперты считали тему строительства завода предельно ясной. Однако ситуацию на днях запутал президент Виктор Янукович, который в ходе встречи с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым заявил: «Я знаю, что вы (Казахстан. – «НГ») с Россией уже много сделали для того, чтобы создать совместное предприятие по производству ядерного топлива для атомных реакторов. Мы готовы подключиться к этой работе на партнерских условиях и принять в этом участие». Он не объяснил публично, идет ли речь о том, что Украина отказывается от совместного проекта с Россией, или о том, что этот проект на совершенно новых условиях может быть включен в формат трехстороннего сотрудничества.
В среду вечером ситуацию немного прояснил руководитель украинской государственной компании «Энергоатом» Юрий Недашковский. «Речь идет о двух процессах. Один – в 2001 году было учреждено СП «УкрТВС» по созданию производства топлива для украинских АЭС. Но оно так и не заработало, поэтому речь идет о его реанимации. Поскольку предприятие не работало, значит, параллельно шел процесс выбора партнера по (строительству. – «НГ») завода ядерного топлива». На каких условиях и в какие сроки могут быть совмещены два названных проекта, чиновник не уточнил, но сказал, что завод в Украине планируется построить к 2013 году и вывести на полную проектную мощность к 2020-му. «Через два года завод уже будет выпускать тепловыделяющие сборки в эквиваленте 200 т урана в год, однако часть комплектующих будет завозиться из России и отдельные технологические процессы будут еще не налажены», – уточнил «НГ» отраслевой эксперт.
Никто пока не объяснил, как повлияет на ситуацию изменение формата сотрудничества с двух- на трехсторонний. Ведь в условиях нынешнего конкурса представителем украинской стороны назывался госконцерн «Ядерное топливо Украины», на долю которого должно было бы приходиться 51% акций будущего СП. А трехстороннее ЗАО «УкрТВС», упомянутое Недашковским, десять лет тому назад учредили на паритетных условиях ОАО «ТВЭЛ», АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» и Фонд государственного имущества Украины. Причем обсуждавшийся при Кучме формат, не предполагавший строительства в Украине нового завода, основывался на том, чтобы Украина поставляла СП уран и циркониевый прокат. По объемам залежей урановых руд страна входит в первую десятку государств мира, разведанные запасы оцениваются в 100 тыс. тонн. Казахстан должен был производить так называемые топливные таблетки, а Россия – обогащать уран и осуществлять конечную сборку топливных кассет.
К настоящему времени ситуация существенно изменилась. Концерн «Ядерное топливо Украины» в августе выкупил 10% акций Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске (Иркутская область), став партнером РФ и Казахстана в этом проекте. В этом контексте еще весной обсуждались планы создания украинско-российского СП по добыче урана на самом перспективном украинском месторождении – Новоконстантиновском. Полгода назад Владимир Путин во время переговоров с украинскими премьером и президентом предложил создать холдинг, включающий добывающие, перерабатывающие, машиностроительные мощности и объединенный топливный цикл. Украинские чиновники утверждают, что российская сторона не отказалась от этой идеи.
Косвенным подтверждением тому служит проходящее сейчас преобразование «ТВЭЛ» в единую Топливную компанию, которая значительно расширит сферу деятельности. Как рассказал недавно Интерфаксу вице-президент «ТВЭЛ» Михаил Куликов, интеграция позволит России усилить позиции на внешнем рынке: «Пока «ТВЭЛ» занималась только фабрикацией топлива, компания была заинтересована в основном в стабильной загрузке производственных мощностей предприятий, которые занимаются выпуском топливных сборок. Локализация фабрикационного передела за рубежом, строительство заводов в Европе и Украине, возможно, в Китае и Индии – это уже новые возможности консолидированной Топливной компании. Так как мы можем «разменивать» проекты по локализации фабрикации на возможности удержания и расширения рынка обогащенного уранового продукта и услуг по обогащению». Он пояснил, что в структуре цены ядерного топлива фабрикация занимает не более 20%, остальное – это стоимость сырья (урана), а также его конверсии и обогащения. «Таким образом, логика подобных разменов – это логика шахматного гамбита: отдаем пешку, чтобы выиграть ферзя», – сказал Куликов.
Украинские специалисты пока не комментируют грядущие перемены в атомной энергетике. Ссылаясь на закрытость информации и неожиданность идей, с которыми выступил Виктор Янукович, они считают нужным дождаться итогов начинающейся сегодня неофициальной встречи украинского и российского лидеров. Как известно, переговоры Януковича и Медведева в неформальной обстановке запланированы на завтра в резиденции Завидово в Тверской области. Хотя по их итогам не предполагается подписание каких-либо документов, политологи считают, что именно эта встреча, проходящая сразу после переговоров Януковича и Назарбаева, может стать началом возрождения трехстороннего формата сотрудничества в СНГ.
Киев