Газотранспортное хозяйство Украины никак нельзя считать объектом, равноценным «Газпрому».
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В Украине замораживается проект строительства терминала по перевалке сжиженного газа, который должен был уменьшить зависимость страны от российских поставок. Об этом на днях сообщил первый вице-премьер Андрей Клюев. Он уточнил, что проблема возникла из-за финансовых затруднений инвестора проекта из Казахстана. Эксперты не исключают, что в деле замешана российская сторона, которой удалось выбить из рук украинской власти главный козырь на непростых переговорах с «Газпромом».
О том, что возобновленный в конце августа украинско-российский газовый диалог ведется на повышенных тонах, можно судить по публичным заявлениям представителей обеих сторон. Глава «Газпрома» Алексей Миллер на днях пояснил украинским журналистам, что обсуждаемый сейчас проект создания совместного предприятия на базе «Газпрома» и «Нафтогаза» – это только первый уровень интеграции. «Нам не интересно создание СП ради самого СП», – сказал он, уточнив, что интеграция должна завершиться слиянием компаний, которое позволит российской стороне инвестировать в модернизацию украинских газопроводов, а также установить для Украины внутренние российские цены на газ.
Представители украинской власти в среду вступили с ним в заочный спор. Вначале глава Минтопэнерго Юрий Бойко, а затем премьер-министр Николай Азаров заявили журналистам, что Киев ограничивает свои планы созданием СП, не помышляя о слиянии «Нафтогаза» с «Газпромом». Подобные заявления вписываются в линию президента Виктора Януковича, который еще в мае четко обозначил границы будущей интеграции в газовой сфере. Напомним, в интервью ВВС он заявил, что украинская сторона согласится на объединение «Нафтогаза» и «Газпрома» только на паритетных условиях. «Украина в этом случае также получит часть контроля над всем имуществом «Газпрома». Мы хорошо понимаем этот вопрос. Мы понимаем, что невозможно сделать 50 на 50, потому что «Газпром» никогда не согласится с этим, не согласится Россия┘Что касается объединения на любых других условиях, это невозможно», – сказал он.
Источники, близкие к переговорам, утверждают, что границы компромисса с российской стороны предполагают решение о паритетных началах объединения только на первоначальном этапе создания СП. При дальнейшей интеграции разница в масштабах двух компаний привела бы к тому, что доля «Газпрома» относительно «Нафтогаза» составила бы примерно 95% к 5%, сказал ранее руководитель энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. В комментарии «НГ» эксперт уточнил, что масштабы – не единственная и не главная проблема объединения. Ведь как украинское, так и российское законодательство прямо запрещает проникновение иностранных компаний в отдельные сферы нефтегазового комплекса.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский высказал сомнение в том, что обе стороны сейчас серьезно рассматривают вопрос о слиянии компаний. «Все крайне резкие заявления, которые мы сейчас слышим, на мой взгляд, являются только артподготовкой к переговорам о ценах на газ на четвертый квартал и об условиях транзита газа», – отметил эксперт. Он напомнил, что Николай Азаров в начале месяца сказал о необходимости пересмотра существующих газовых соглашений, а Юрий Бойко напомнил о давней идее закрепить отдельными контрактами обязательства российской стороны по объемам транспортировки газа в Европу по украинской территории.
Украинская сторона, добиваясь более выгодных для себя условий, использовала в качестве козырей на переговорах и вопрос о создании СП, и альтернативу российским энергоносителям в виде будущих поставок сжиженного газа. «Теперь, когда стало известно о замораживании проекта строительства терминала, украинская позиция ослаблена. Даже если допустить, что российская сторона причастна к решению казахстанского инвестора о сворачивании проекта, Киев способен найти других партнеров. Поставки сжиженного газа – чрезвычайно привлекательное направление бизнеса», – считает Землянский. Впрочем, эксперт исключает возможность новой «газовой войны» между Москвой и Киевом, утверждая, что стороны все-таки найдут компромисс. Однако и чиновники, и эксперты считают, что цена на газ в четвертом квартале все же повысится примерно до 280–290 долл. за 1 тыс. куб. м.
Как известно, весной новая украинская власть объявила своей победой договоренности о цене на уровне 226 долл. за 1 тыс. куб. м, согласившись ради этого продлить базирование Черноморского флота в Крыму. Но уже во втором квартале цена на газ возросла до 233 долл., а в третьем – почти до 249 долл. «Это объективная реальность, если исходить из той формулы, по которой цена определяется сейчас. Поэтому-то Азаров и желает пересмотреть формулу. Смешно ожидать скидок со стороны России в ситуации, когда цена на газ растет и на российском рынке. Единственным выходом для Украины могли бы стать альтернативные поставки, например, сжиженный газ или собственная добыча сланцевого газа. Но эти проекты зависят от политической воли государственного руководства, которое, конечно же, не захочет идти на конфликт с российской стороной», – пояснил один из чиновников, работающих в энергетической сфере.
Киев