Александр Лукашенко затаил обиду на Москву.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера ответственность за нападение на посольство РФ в Белоруссии взяли на себя местные анархисты. Однако до этого признания Минск и Москва успели обменяться острыми выпадами и усугубить без того непростые российско-белорусские отношения. Так, накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко согласился с утверждениями некоторых политологов о причастности к инциденту российских спецслужб.
«Скорее всего им, наверное, был нужен этот инцидент. Чтобы показать: видите, какое правительство там или Лукашенко в Беларуси, чуть ли не сами устроили этот теракт, как они сами его называют, и подожгли автомобиль у российского посольства. Подонки и негодяи. Больше я ничего сказать не могу», – высказался Лукашенко по поводу возможной причастности к нападению российской стороны. «Спихивать на то, что мы знали и не предотвратили, – это подонки и идиоты», – прокомментировал он высказывания представителей российской стороны. «Этот обвинительный уклон глашатаев Кремля говорит о том, что нашим правоохранительным органам надо очень серьезно посмотреть на этот инцидент», – изрек белорусский лидер.
«Смешно читать отзывы и рассуждения об акции на интернет-форумах», – пишут в своем заявлении белорусские анархисты, взявшие на себя ответственность за нападение на российское посольство. «Этой акцией мы выражаем гнев и протест против арестов и репрессий в отношении социальных активистов, вставших на защиту Химкинского леса в Москве», – поясняют они истинные мотивы произошедшего, уточняя при этом, что им ненавистны любые чиновники, как российские, так и белорусские.
Тем не менее, как и предполагал в беседе с «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич, инцидент в российском посольстве, кем бы он ни был организован, привел к дальнейшей эскалации двустороннего конфликта. И та и другая сторона использовали произошедшее для нелестных высказываний в адрес друг друга.
Во вторник вечером в эфире белорусского государственного канала ОНТ вышел сюжет, в котором автопробег премьер-министра Владимира Путина Чита–Хабаровск был охарактеризован «как дураки на дорогах». Корреспондент поведал, что задуманный в поддержку российского автопрома пиар-ход полностью провалился, хотя на него были потрачены огромные деньги. «Путина во время поездки сопровождали около сотни спецавтомобилей, из которых не было ни одного отечественного. А приметных желтых «Калин» оказалось целых три: две ехали своим ходом, а третью везли на платформе... Все усилия федеральных каналов пошли прахом», – резюмировалось в сюжете.
Как ранее писала «НГ», российско-белорусский конфликт обострился из-за того, что Россия ввела экспортную пошлину на ввозимую в Белоруссию нефть, из-за чего ближайшая союзница потеряла основной источник валютной выручки – доходы от нефтепереработки. Недоговороспособность привела к взаимным информационным выпадам. Апофеозом этого информационного противостояния стало заявление Москвы о том, что наблюдать за президентскими выборами в Белоруссии в этот раз Россия будет вместе с ОБСЕ. Напомним, что ранее все выборы, проходившие в Белоруссии при Лукашенко, эта организация признавала не соответствующими демократическим канонам. Переход России в лагерь ОБСЕ может означать только одно – если на предстоящих выборах будут нарушения, а эксперты в Минске не сомневаются в том, что они будут, то их заметят все, включая Россию. Для Лукашенко это может означать перспективу стать непризнанным президентом со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Обсуждают в Минске и другой вариант развития событий. Политики и некоторые эксперты считают, что Россия займет активную позицию на президентских выборах и поддержит удобного ей кандидата. Правда, пока ни с кем конкретно из белорусских оппозиционеров эта идея не связывается. Белорусский политолог Андрей Федоров в беседе с «НГ» высказывал мнение, что пока Кремлю не на кого делать ставку в Минске, а времени для ее поиска до выборов уже нет. «Ни одна из кандидатур на пост президента, которые предлагает оппозиция, Москву не устроит», – считает он. Да и шансов честно выиграть выборы в Белоруссии нет, полагает эксперт.