Разрушенная южная Киргизия стала для Бишкека миной замедленного действия.
Фото Reuters
Всего четыре политические партии из 57 заявивших подали документы в ЦИК Киргизии для участия в парламентских выборах 10 октября. Сегодня – последний день приема списков кандидатов и документов, удостоверяющих внесение избирательного залога в 500 тыс. сомов (12,5 тыс. долл.) По прогнозам, последним днем воспользуются несколько организаций, и в выборах примут участие примерно 12 партий. При этом в республике ситуация осложняется. Силовые структуры переведены на усиленный режим несения службы – высока вероятность террористических акций и, более того, активизации исламских боевиков.
Кампания по выборам киргизского парламента будет не- простой. До 10 сентября ЦИК объявит окончательный список партий, которые войдут в бюллетень, либо обнародует решение об отказе в регистрации. Об этом заявил председатель ЦИКа Акылбек Сариев. Но многим политическим партиям пришлось сойти с дистанции уже сейчас. «Объявив об участии в выборах, далеко не все партийные лидеры реально оценили свои возможности», – пояснил ситуацию «НГ» заместитель председателя партии «Ата-Мекен» («Отечество») Равшан Джеенбеков. Дело в том, что согласно Кодексу о выборах предвыборный список партий, состоящий из 120 кандидатов, должен включать квоту для женщин – 33%, молодежи – около 10%, а также учитывать этническую пропорциональность, которая составляет 17%, то есть в списке должны быть максимально представлены наиболее многочисленные этносы. К воскресенью только четыре партии – «Ата-Мекен», Социал-демократическая партия Киргизии, «Ак Шумкар» («Белый сокол») и «Ата журт» («Родина») – представили в ЦИК все документы, соответствующие избирательному кодексу. Впрочем, по некоторым данным, у «Ата журт», выражающей интересы южан, намечаются проблемы – в ее списке не хватает женщин. По оценкам экспертов, в реальности партий, имеющих шанс преодолеть пятипроцентный барьер и региональный – 0,5%, еще меньше. Цель большинства партий – засветиться на нынешних выборах, с тем чтобы серьезно заявить о себе на следующих.
Напомним, что парламентские выборы позволят создать в Киргизии легитимные органы власти – парламент и правительство. Сейчас в стране действуют «техническое правительство» и временный президент, которые, по мнению экспертов, заняты преследованием чиновников прежней власти. В минувшую пятницу в Бишкеке прошло совещание правительства, на котором были объявлены результаты расследования апрельских событий в стране. Главные обвиняемые – экс-президент Курманбек Бакиев, члены его семьи, а также бывший премьер-министр Данияр Усенов и экс-глава СНБ Мурат Суталинов.
Между тем до сих пор не решены социально-экономические проблемы населения юга – узбеков и киргизов. Власть не смогла обеспечить людей жильем. Средства от доноров в республику не поступили. Курирующий строительство и восстановление Оша и Джалал-Абада вице-премьер Жанторо Сатыбалдиев признал, что «государство не в состоянии построить бесплатные дома пострадавшим гражданам из-за огромного дефицита в бюджете». Он предложил людям брать беспроцентную ссуду в размере 5 тыс. долл. на 20 лет. Но эта инициатива узбекским населением юга Киргизии была встречена в штыки.
«Власть слаба, неспособна, нерешительна», – считает Равшан Джеенбеков. По его мнению, в республике высока вероятность дестабилизации. Дело в том, что социально-бытовые проблемы не оставляют выбора узбекской молодежи, у которой еще и обострено чувство мести. «Многие молодые узбеки уходят в горы, в лагеря боевиков, чтобы вернуться и взять реванш. Нынешняя власть контролирует только Бишкек. В регионах заявляют о себе полевые командиры. Первый пример – мэр Оша, открыто выступивший против властей. Другие пока в тени и ждут своего часа. Происходит это не только на юге, но и на севере страны», – сказал Джеенбеков.
Политолог Александр Князев считает, что «июньские события создали почву для возникновения на юге массового антикиргизского движения наподобие палестинской интифады». «Здесь им обеспечена поддержка и от Исламского движения Узбекистана (ИДУ), и от сильной узбекской диаспоры из, скажем, Саудовской Аравии, где она имеет неплохие позиции в бизнес-среде и хорошие связи в политических верхах. Джихадистское движение, не побоюсь такого определения, станет вполне адекватным ответом и на сами июньские события, и на сегодняшнее неадекватное поведение киргизских политиков, включая руководителей республики, и силовых структур», – сказал «НГ» Князев.