Контроль над Дунаем сулит немалую выгоду.
Фото Reuters
Украина обвинила Румынию в введении «дискриминационных» тарифов для судов, которые заходят через украинский канал Дунай – Черное море, а выходят с грузом через Сулинский канал, принадлежащий Румынии. Претензии к Бухаресту высказал министр транспорта Украины Константин Фоменко во время недавней поездки в придунайские районы. Украинские военные объясняют румынскую экспансию в регионе его незащищенностью и требуют вернуть армейские части на территорию между Одессой и дунайским портом Рени.
Отношения между Киевом и Бухарестом обострились. Поводом послужил пропуск судов из Дуная в Черное море. До 2007 года Румыния была здесь монополистом и собирала неплохие сборы от пропуска кораблей по Сулимскому каналу, построенному еще во времена Николае Чаушеску.
Но три года назад у румын появился серьезный конкурент – украинцы прорыли свой путь от Дуная к морю, да к тому же стали брать с проходящих судов меньшие сборы. Бухарест куда только не жаловался: в Евросоюз, Международный суд и даже в НАТО, но ожидаемой реакции не последовало. И Украина продолжала успешно эксплуатировать свой канал, к тому же оживила благодаря этому свои порты, в том числе Рени. Румыния между тем пыталась обойти соперника – бизнес, и никакой политики, говорили при этом в Бухаресте. Но в Киеве за действиями румынской стороны все же обнаружили и политические основания.
17 июля премьер-министр Украины Николай Азаров на встрече с комиссаром Европейской комиссии по вопросам региональной политики Йоханнесом Ханом заявил: «Мы обеспокоены позицией Румынии, которая в одностороннем порядке проводит работы по расширению устья Дуная с тем, чтобы переориентировать грузопотоки на свои порты». Он подчеркнул, что такие вопросы должны решаться путем проведения двухсторонних переговоров, а если необходимо, и с участием руководства Еврокомиссии. При этом Азаров напомнил, что сотрудничество с Евросоюзом является приоритетным для Украины и переговоры по соглашению об ассоциации с ЕС «идут динамично». На это еврокомиссар заметил, что комиссия «уже начала обсуждать с МИДом реальные возможности, которые позволят найти приемлемое решение как для украинской, так и для румынской стороны в тех вопросах, которые касаются дунайской дельты».
Однако в августе ситуацию на Дунае осложнил паводок, который носил аномальный характер. Министр Ефименко отметил, что «из-за наноса больших масс ила на морском подходном канале Дунай – Черное море проходная осадка упала с 5,5 до 3,3 метра». Это значит, что условия прохождения судов осложнились, чем и воспользовалась румынская сторона. И она будет диктовать свои условия, пока украинцы не углубят дно до комфортного для кораблей уровня.
Между тем украинская пресса подняла вопрос незащищенности украинской территории в Придунайском регионе. «Лишь недавно чиновники и генералы вновь заговорили о необходимости возвращения военных в Южную Бессарабию. Это при том, что понимание потенциальных угроз давно существует на уровне общественного мнения: эксперты и просто здравомыслящие граждане годами предупреждают, что слабость украинских позиций в Придунайском регионе как нельзя лучше провоцирует рост румынских амбиций», – пишет одесская газета «Час пик».
Издание отмечает, что недавно в Болграде – городе Одесской области, где ранее дислоцировалась мотострелковая дивизия, побывали главнокомандующий вооруженными силами Украины и руководство Генштаба. Они отметили, что «присутствие военных в Болграде необходимо по оперативным и стратегическим причинам. Очевидно то, что регион оголили практически до самой Одессы. Наша же задача – восстановить военные городки».
Ситуация на Дунае – всего лишь часть общего спектра отношений Украины и Румынии. «Часть политического класса Румынии настроена реваншистски, претендуя на украинские территории, например, Буковину. Но официальный Бухарест претензии к нам выдвигает в основном по частным вопросам, как это сделано на Дунае. Там, как известно, Румыния претендует на небольшой остров Майкан, который, если его «отсудить», обеспечит ей полный контроль над рекой», – сказал «НГ» известный украинский политолог Михаил Погребинский.
Он отметил, что амбиции у Бухареста были и раньше, но прежний президент Виктор Ющенко старался их не замечать: «Для него Румыния – часть западного мира, член НАТО, в результате Украина не сумела отстоять свои интересы. Теперь она пытается это сделать. Что видно по жестким заявлениям министра иностранных дел».
Напомним, недавно глава украинского МИДа Константин Грищенко, отвечая на вопрос относительно претензий Бухареста, касающихся острова Майкан на Дунае, заявил: «Киев не намерен пересматривать линию прохождения границы с Румынией, даже если речь идет о необитаемом островке на Дунае». Министр заверил граждан Украины в том, что «внешнеполитическое ведомство максимально настроено на отстаивание наших интересов в диалоге с Румынией».