Белорусским НПЗ помогает выжить Венесуэла.
Фото Reuters
Белоруссия наращивает объемы поставок венесуэльской нефти – в конце месяца в литовский порт Клайпеда придет восьмой танкер с венесуэльской нефтью. Впрочем, это пока не оказывает положительного влияния на экономику нефтеперерабатывающих заводов и доходы бюджета. Эксперты не исключают, что официальному Минску надоели больше политические, нежели экономические, нефтяные проекты, и он готов искать взаимопонимания с Россией.
Как показали экономические итоги полугодия, введение экспортной пошлины на поставляемую в Белоруссию российскую нефть нанесло существенный удар не только по экономике белорусской нефтепереработки, но и страны в целом. Местные независимые эксперты и раньше упрекали правительство в том, что оно делает неоправданно большую ставку на нефтепереработку, не имея при этом собственного сырья. Теперь эта зависимость дала о себе знать. Причем в самый неподходящий момент – накануне президентских выборов, когда надо повышать зарплаты и пенсии до обещанных 500 долл. в эквиваленте (пока она еще только на уровне 400 долл.). Производство основной экспортной позиции – нефтепродуктов снизилось на 30%, а их экспорт и вовсе упал на 40%, сообщает Белстат. Рентабельность нефтепереработки балансирует на нулевой отметке.
Обстоятельства договора с Венесуэлой о поставке нефти не известны широкой общественности, однако ранее Белстат называл цену приобретения тонны углеводородного сырья, которая была на 60% дороже российской, что, впрочем, не мешает официальному Минску говорить о выгодности поставок. Эксперты по этому поводу высказывают два предположения – либо расчет с Венесуэлой носит неденежный характер, либо сообщения о выгодности поставок – не более чем бравада.
Однако даже если предположить, что переработка венесуэльской нефти выгодна Белоруссии, имеющиеся ее объемы явно недостаточны для загрузки НПЗ, что влияет на конечный финансовый результат. Пока выход на заявленный годовой объем поставки в 4 млрд. тонн не просматривается – с учетом восьмого танкера Белоруссия получит лишь 640 млн. тонн. Еще менее реальной выглядит реализация планов на следующий год – переработать на белорусских НПЗ 10 млрд. тонн венесуэльской нефти, что составляет почти половину всего объема потребления.
Основная проблема – доставка. То, что Белоруссии, несмотря на негативные прогнозы экспертов, удалось договориться с Литвой о поставке нефти через Клайпедский порт, ровным счетом ничего не значит, так как ранее эксперты заявляли, что предел его возможностей по перевалке такого рода груза – 160 млн. тонн в месяц. Поставки через Украину по железной дороге рентабельны только в тот период, пока действует договоренность о сниженном железнодорожном тарифе в обмен на списание проблемного долга еще советского периода (150 млн. долл.).
Несмотря на большую шумиху вокруг иранской нефти в связи с планируемым на октябрь визитом Лукашенко в эту страну, в ходе которого они вместе с президентом Ирана откроют промышленную эксплуатацию месторождения «Джуфеир», большие надежды на сырье или доходы оттуда возлагать тоже не стоит. Ранее первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко говорил о том, что на первых порах речь может идти лишь о 1,5 млрд. тонн иранской нефти. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что сотрудничество с этой страной в свете последних санкций не будет таким простым и реально осуществимым, как в случае с Венесуэлой.
Тем временем страны Таможенного союза приступили к обсуждению документов по формированию Единого экономического пространства, после создания которого у Белоруссии появляются шансы снова получать беспошлинную нефть. Как стало известно «НГ» из источников, близких к переговорам, на фоне информационной войны между Белоруссией и Россией процесс согласования документов идет «ни шатко, ни валко». Эти обстоятельства и дают экспертам основания предполагать, что Александр Лукашенко мог принять решение о налаживании отношений с Москвой с целью скорейшего формирования единого экономического пространства. К тому же регулярно выходящие на российском телеэкране фильмы из серии «Крестный батька» отрицательно влияют на имидж Лукашенко как в среде местной номенклатуры, так и общественности в целом, полагает политолог Валерий Карбалевич.
Напомним, что еще пару дней назад белорусские эксперты выражали сомнения относительно того, что Лукашенко примет участие в саммите ОДКБ из-за появления вышеупомянутых фильмов, а вчера стало известно, что он прибыл к месту события – в Ереван.
Минск