Дружить веселее, если есть против кого.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в анонсе сетки Первого телеканала белорусского телевидения появилось сообщение о том, что вечером в четверг все желающие смогут посмотреть и послушать президента Грузии Михаила Саакашвили. Белорусские эксперты отреагировали на этот анонс так: Лукашенко понимает, что Кремль окончательно от него отвернулся, и ищет иную опору за пределами Белоруссии.
Белорусская телекомпания сообщила, что в своем интервью грузинский лидер расскажет, можно ли помирить Тбилиси и Москву, когда Грузия вступит в Евросоюз, в какой еде он отказывает себе и на что обижаются его родственники.
Но не это интересовало зрителей: все ждали, что новый друг Александра Лукашенко скажет про Москву, Медведева, Путина и оккупированные Россией Южную Осетию и Абхазию. Чего-то подобного в Белоруссии ждали, так как белорусские СМИ ранее сообщили о встрече Александра Лукашенко с Михаилом Саакашвили в Украине на 60-летии Виктора Януковича. Когда номер подписывался в печать, интервью Саакашвили еще не было показано, тем не менее его уже вовсю комментировали политики, политологи и другие эксперты.
Надо отметить, что отношения Минска и Тбилиси потеплели после того, как парламент Белоруссии отказался признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Президент Грузии даже выразил благодарность Белоруссии за стойкость в вопросе непризнания Сухуми и Цхинвали. И Александр Лукашенко забыл о том, как еще совсем недавно Михаил Саакашвили пугал белорусское руководство революцией, а в ответ белорусский лидер обвинил Тбилиси в недружелюбной политике. Москва между тем в августе 2008 года ждала поддержки своего главного союзника и, не получив ее, затаила обиду. С того момента напряжение в отношениях России и Белоруссии стало нарастать. И когда недавно по российским телеканалам прокатились фильмы ужасов про в недавнем прошлом своего в доску Батьку, российским телезрителям стало понятно: Лукашенко топят. Осенью в Белоруссии – президентские выборы, и почему бы не помочь ему отправиться вслед за киргизским другом – Курманбеком Бакиевым, тем более что в Минске многие не понимают, зачем Лукашенко приютил президента страны, которая неизвестно где находится, да к тому же из-за этого настроил против себя Россию, которая, как в коммуналке, – через «стенку». Теперь очередную порцию «честного рассказа» про кремлевских обитателей своим гражданам подготовило белорусское телевидение, понятно, что по звонку из администрации президента. То есть скорее всего по той же схеме, что и в России про «последнего диктатора Европы».
«Лукашенко хорошо понимает, что Кремль и лично Путин сделают все, чтобы устранить его из власти. И он делает ставку на новых друзей и новые союзы, причем при этом особо не выбирая. Главное для него то, что будет после голосования на выборах. Раньше никто в Европе, в США, ни одна международная организация не признавали итоги президентских выборов в Белоруссии, это делала только Москва. Но теперь и Кремль не признает. Лукашенко пытается набрать очки внутри страны на роли патриота-мученика, и, по социсследованию, проведенному в мае, его поддерживают 55–57% избирателей. Раньше за него голосовали более 70% электората. Интервью с Саакашвили тут как раз «в кассу», – сказал «НГ» руководитель минского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.
«Такой ситуации не было за все 16 лет правления Лукашенко. Он потерял поддержку большинства внутри страны, у него нет поддержки вне Белоруссии. Потому появились и Чавес (президент Венесуэлы Уго Чавес. – «НГ»), и Саакашвили. Сейчас ему крайне важно найти поддержку реформаторов, создать коалицию с общей направленностью – против России. Такая коалиция ему нужна прежде всего на постсоветском пространстве. И не важно, кто при этом становится его союзником. Одного Лукашенко нашел раньше, это Курманбек Бакиев, которого он представил белорусам как бедного, совсем без денег изгнанника. А потом появилась информация о пропавших в Киргизии миллионах долларов, а сын Бакиева был объявлен киргизской властью в розыск, как причастный к исчезновению госсобственности. После этого даже белорусские чиновники стали отрицательно относиться к решению Лукашенко дать пристанище Бакиеву. Созданная им самим вертикаль власти зашаталась. А впереди – выборы», – так прокомментировал «НГ» ситуацию лидер оппозиционной Гражданской партии Белоруссии Александр Лебедько.
Ведущий специалист московского Центра Карнеги Алексей Малашенко считает показанный вчера в Белоруссии фильм с интервью Саакашвили ответом Лукашенко Москве. «Когда у нас показали кино про Лукашенко, то пошли разговоры о том, что Белоруссии надо создать контрфильм.
Но поскольку трудно представить, чтобы белорусы сняли что-то антипутинское или антимедведевское, то интервью с Саакашвили в белорусском эфире – форма ответа. Лукашенко устами Саакашвили сказал то, что сам не может сказать. Что же касается фильма о Лукашенко, показанного на российских каналах, то он, по сути, вроде правдивый, но мы еще раз показали: что хотим – то и делаем. И это доказывают два фильма, демонстрировавшихся почти в одно время – о Лукашенко и Назарбаеве. В первом случае мы из заурядного политика, пусть и диктатора, сделали исчадие ада, а во втором из обычного президента – ангела. И получили асимметричный ответ, причем никак не связанный с предстоящей избирательной кампанией в Белоруссии. Что Лукашенко выборы? Он как захочет, так и выберется», – заключил российский эксперт.
Вчера руководитель Госдумы Борис Грызлов предупредил: «Те, кто предоставляет возможность Саакашвили чувствовать себя президентом, в том числе в другой стране, принимают решения, которые не могут повлиять на улучшение отношений с Россией». Спикер пояснил: для России Саакашвили – «изгой» и «любое улучшение отношений с Грузией может быть только в том случае, если президентом в этой стране будет другой человек».
Грызлов этим заявлением подтвердил предположения белорусских экспертов о том, что Москва будет делать все, чтобы сменить власть у соседей. Этим он не только предоставил еще один предвыборный аргумент Лукашенко, но дал повод задуматься рядовым белорусам над тем, а так ли уж не прав их президент, когда говорит о давлении Москвы на Минск. Впрочем, такая претензия к Москве звучала в Киеве, Кишиневе, а в других столицах если вслух об этом не говорят, то уж точно думают. Отсюда вопрос к нам самим: не лучше и не правильнее ли предоставить самим белорусам решать, кому ими править, даже если нам кажется, что этот правитель, что называется, заигрался?