До приезда Дмитрия Медведева в Киев украинский парламент попытается успеть принять законопроект, позволяющий расширить применение русского языка. Депутаты от правящей Партии регионов уверяют, что речь идет о внедрении в украинское законодательство положений Европейской хартии о региональных языках, которую Украина ратифицировала 7 лет назад. Документ предполагает свободное и равноправное с украинским применение русского языка во всех государственных учреждениях на территориях компактного проживания русскоязычных граждан.
Депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко, выступающий автором законопроекта, пояснил, что условием предоставления русскому языку статуса официального является факт проживания на административной территории минимум 10% русскоязычных граждан. Вопрос будет решаться на уровне местных советов, которые могут выступить инициаторами повышения статуса русского и вправе утвердить решение. Напомним, в 2006 году власть в ряде городов и областей на юге и востоке Украины пыталась ввести русский язык в официальное обращение на своей территории. Однако Киев жестко отреагировал на «парад языковых суверенитетов», отменив решения в судебном порядке.
Виктор Янукович, возглавлявший оппозицию, дал обещание: «Столько, сколько я буду в политике, я буду этот вопрос ставить и добиваться, чтобы русский язык стал государственным. Но это решение зависит не только от меня, но и от того, найдем ли мы консенсус – 300 голосов в парламенте, чтобы изменить Конституцию по этому вопросу». Хотя повышение статуса русского до уровня второго государственного языка записано в программе Партии регионов, но в качестве кандидата на пост президента Янукович признал, что в существующей ситуации эта задача невыполнима.
В политической сфере традиционно принято делить государство на две условные части по языковому признаку. К преимущественно русскоязычным регионам относят южные области – Днепропетровскую, Запорожскую, Николаевскую, Одесскую, Херсонскую и Крым, а также восточные – Донецкую, Луганскую, Харьковскую. Преимущественно украиноязычными считаются западные области – Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая. К этой языковой части относят также центральные области – Киевскую, Житомирскую, Винницкую, Кировоградскую, Полтавскую, Сумскую, Хмельницкую, Черкасскую, Черниговскую, однако эксперты отмечают, что в центре страны оба языка используются примерно равным количеством жителей.
О реальной ситуации можно судить по специализированному докладу, который был недавно презентован Киевским центром политических исследований и конфликтологии. Если прежняя власть в гуманитарной политике руководствовалась итогами переписи населения от 2001 года, согласно которым украинский язык назвали родным 67,5% граждан, а русский – 29,6%, то эксперты центра сочли вопрос некорректным и ввели в исследование понятие «удобного языка». Это позволило выявить, что сейчас на украинском предпочитают общаться в повседневной жизни 39,7% граждан, на русском – 42,5%.
Руководитель исследовательского центра «Пента» Владимир Фесенко пояснил, что в Украине традиционно сложилась двуязычная среда, русскоязычные и украиноязычные граждане научились ладить друг с другом, не ощущая дискомфорта в повседневной жизни. А поэтому вопросы статуса языков в списке проблем, волнующих людей в первую очередь, уступили место экономическим.
Эксперты приходят к выводу, что в нынешней ситуации попытка экстренно ввести в украинское законодательство нормы, соответствующие Европейской языковой хартии, связана в первую очередь с нормализацией украинско-российского межгосударственного диалога, а не с ответом на запросы украинского общества. Власть торопится повысить статус русского языка к запланированному на 17 мая визиту президента РФ. Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер в интервью агентству «Лига» признал, что для России украинский языковой вопрос стратегически важен, ведь речь идет о цивилизационном выборе Украины: «Две части нашего народа имеют разные ценности. Западная часть склонна к цивилизационному выбору в отношении Европы, юго-восточная – к выбору в отношении российского культурного и цивилизационного поля».
Поэтому украинская оппозиция расценивает повышение статуса русского языка как однозначный внешнеполитический вектор власти на сближение с Россией. Пытаясь не допустить утверждения закона, соратники Ющенко и Тимошенко заявляют о неточном переводе Европейской хартии, настаивая на том, что документ предполагает защиту языков, находящихся под угрозой исчезновения, а не языков национальных меньшинств. Русский является не исчезающим, а доминирующим языком в Украине, утверждают представители оппозиции, ссылаясь на тот факт, что тиражи русскоязычных СМИ примерно на 40% превышают тиражи украиноязычных газет и журналов; до 80% книг на украинском рынке изданы на русском языке и преимущественно в России.
Многие украинские эксперты опасаются, что даже самый мягкий вариант решения языковой проблемы превратит тлеющий конфликт между двумя частями Украины в пламя регионального противостояния. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что Янукович, ориентируясь только на свой традиционный электорат и на одного внешнеполитического партнера, углубляет противоречия внутри украинского общества. Эксперт не исключает, что это приведет к всплеску протестных настроений и к росту сепаратизма.
Что касается закона о языках нацменьшинств, то власть предпочитает говорить о статусе русского языка, забывая, что местные общины на западе и юге страны могут потребовать введения в официальное обращение десятка других языков. Это ослабит центральную власть, полагают эксперты.
Примечательно, что в день регистрации языкового законопроекта депутат от блока Ющенко и руководитель Меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев подал в украинский парламент свой законопроект, предусматривающий возвращение населенным пунктам автономии их исторических названий. В связи с этим некоторые эксперты в Киеве вспомнили о принятой в 1991 году Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа, в первом пункте которой было сказано: «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве». Попытки ввести в Крыму в качестве официальных языков русский и крымско-татарский могут привести к политическим конфликтам.
Киев