В ближайшее время белорусская правительственная делегация проведет в Киеве переговоры о поставках венесуэльской нефти на перерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре по украинскому маршруту Одесса–Броды. Загвоздка в том, что трубопровод до сих пор используется в обратном направлении, из западноукраинских Брод в портовую Одессу, для транспортировки российской нефти.
Еще Виктор Ющенко требовал отказаться от сотрудничества с ТНК-ВР, чтобы начать по тому же маршруту поставки каспийской нефти, которую планировалось танкерами завозить в Одессу. Президент Янукович может поддержать идею Ющенко, чтобы оказать на российскую власть давление в вопросах цены на газ, предполагают эксперты.
Несколько лет назад украинская власть вынуждена была согласиться на временное использование нефтепровода в обратном направлении, поскольку иначе он не мог начать работу: польская ветка, завершающая маршрут альтернативной поставки нефти в Европу, не была достроена. «До последнего времени Варшава прохладно относилась к этому проекту, поскольку возникли и финансовые, и организационно-технические сложности. Но главная причина состояла в том, что США, лоббируя маршрут Баку–Тбилиси–Джейхан, не демонстрировали заинтересованности в Одесса–Броды», – рассказал «НГ» руководитель украинского Института им. Горшенина Константин Бондаренко.
Хотя в прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки, по крайней мере на бумаге, но белорусский президент Александр Лукашенко решил перехватить инициативу. Он предложил Киеву достроить маршрут до польских нефтеперерабатывающих заводов, а затем продлить его в страны Балтии. Этот вопрос Лукашенко дважды предметно обсуждал с Ющенко, а в сентябре прошлого года внес его в повестку дня литовской власти во время визита в Вильнюс. Белорусский лидер сделал акцент на том, что всем участникам проекта было бы выгодно уменьшить нефтяную зависимость от России. 40 млн. тонн нефти в год, которые можно было бы получать из Азербайджана и Казахстана, вполне достаточно для загрузки нефтеперерабатывающих мощностей стран-партнеров.
Хотя ранее прикаспийские государства, по словам окружения Ющенко, готовы были немедленно подписать контракт, но сейчас ситуация изменилась: Лукашенко договорился о поставках нефти с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Сообщив, что уже в мае сего года из Латинской Америки на белорусские НПЗ придет пробная партия в объеме до 80 тыс. тонн нефти, до конца года поставки будут увеличены до 4 млн. тонн, а к концу 2011 года достигнут 10 млн. тонн, президент Белоруссии распорядился организовать украинско-белорусские межправительственные переговоры о маршруте транспортировки. С этой целью в Киев в ближайшее время приедет делегация во главе с первым вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко.
В украинском правительстве вчера не располагали информацией о дате визита и о позиции президента Януковича по этому вопросу. Но о том, что новая власть не отказалась от идей команды Ющенко, можно судить по прозвучавшему на прошлой неделе заявлению украинского посла в Минске Игоря Лиховия, который положительно оценил перспективу поставок венесуэльской нефти в Белоруссию по маршруту Одесса–Броды. Реализуемым и выгодным считает проект и бывший уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский.
Однако эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин обратил внимание на перегруженность и относительно небольшую пропускную способность морских проливов, по которым венесуэльская нефть могла бы поступать в украинский одесский порт. «Кроме того, какими будут тарифы на транспортировку, перегрузку нефти, от которых зависит себестоимость нефтепродуктов?» – сказал эксперт.
Он добавил, что сфера нефти и газа в межгосударственных отношениях давно относится к политическим вопросам. Поэтому попытка украинской власти отказаться от сотрудничества с российской компанией-оператором привела бы к осложнению диалога между Москвой и Киевом. Поэтому эксперт считает маловероятной реализацию проекта, который лоббирует Александр Лукашенко, хотя допускает, что Киев захочет пощекотать нервы Москве накануне газовых переговоров.
Вчера «НГ» не удалось получить комментарий ни в украинском, ни в российском представительстве ТНК-ВР. Бывший чиновник правительства Юлии Тимошенко сказал газете, что у компании шаткое положение: контракт на временное использование нефтепровода в обратном направлении завершился в прошлом году. «Именно этим обстоятельством Ющенко мотивировал требования к правительству Тимошенко до 1 октября 2009 года расстаться с российским оператором и подписать новые контракты, предполагающие использование маршрута Одесса–Броды в проектном направлении. Помешало этому только одно: Ющенко на самом деле лоббировал интересы отдельных украинских бизнес-групп, которые за стратегический нефтепровод пообещали ему помощь на выборах. Тимошенко, конечно, воспротивилась такому обмену, вопрос с дальнейшей эксплуатацией нефтепровода завис, а ТНК-ВР работает, но временно», – пояснил бывший чиновник. При этом сотрудник компании «Нафтогаз Украины» сказал, что контракт с ТНК-ВР был продлен автоматически после истечения срока действия предыдущего соглашения.
Константин Бондаренко отмечает, что условия временной эксплуатации нефтепровода известны только посвященным. Но, какими бы они ни были, уверен эксперт, новая украинская власть попытается изменить маршрут и поставщика нефти. Он поясняет это желанием Киева, как и Минска, усилить энергетическую независимость от России. Эксперт напомнил, что Министерство юстиции Белоруссии недавно обратилось в Экономический суд СНГ с исковым заявлением по вопросу о правомерности взимания ввозных таможенных пошлин на продукты нефтепереработки и нефтехимическое сырье, поставляемое из России. Украинская власть, в свою очередь, столкнулась с такой проблемой, как резкое и одновременное повышение цен на топливо на внутреннем рынке. Антимонопольный комитет заподозрил в сговоре российских операторов, почти полностью контролирующих украинский рынок нефтепереработки. На этой неделе Минтопэнерго и Антимонопольный комитет Украины подписали меморандум о взаимодействии, чтобы предотвратить подобные сговоры в дальнейшем, однако без демонополизации рынка эту проблему можно решить в лучшем случае временно.
Что касается конкурентоспособности нефтепродуктов, то Бондаренко отметил: «Переработка легкой нефти – что каспийской, что венесуэльской – при всех расходах на транспортировку значительно дешевле российской. Поэтому на выходе стоимость нефтепродуктов будет приблизительно одинаковой». Кроме того, по словам эксперта, совместные действия Киева и Минска на нефтяном рынке украинская власть может использовать в качестве рычага давления на предстоящих газовых переговорах: «Чем теснее энергетическая связка Украины и Белоруссии, тем легче им добиваться компромиссных решений от России. Для Киева это важно в первую очередь в вопросе снижения цены на газ». Поэтому Бондаренко предполагает, что украинско-белорусские переговоры состоятся еще до запланированной на середину апреля встречи премьеров Азарова и Путина. Но эта встреча может в итоге отменить все планы Лукашенко: «Торг есть торг».
Киев