0
1756
Газета СНГ Интернет-версия

24.12.2009 00:00:00

Экспансия Ирана на Южном Кавказе

Тэги: иран, абхазия, турция, азербайджан, газ


иран, абхазия, турция, азербайджан, газ Побережье Абхазии ждет инвесторов.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Будущий год на Южном Кавказе может пройти под знаком политико-экономической экспансии Ирана. Президент Абхазии Сергей Багапш в среду сообщил о готовности Тегерана участвовать в экономических процессах в республике. В эти же дни Армения подтвердила реализацию масштабных двухсторонних энергетических и транспортных проектов общей стоимостью в 3 млрд. долл. А Азербайджан пригласил Иран к посредничеству по карабахской проблеме.

Президент Абхазии Сергей Багапш, рассуждая о мировой политической конъюнктуре в свете признания суверенитета республики, заявил журналистам, что Сухум на этот счет интенсивно работает со странами Ближнего Востока и Карибского бассейна. «У нас имеются активные контакты с представителями Ирана, которые побывали в Абхазии. Были также встречи в Москве. Иран готов участвовать в экономических процессах в Абхазии», – сказал абхазский лидер, но подчеркнул, что «говорить о возможном признании Абхазии со стороны Ирана пока рано».

На данном этапе Сухум такой расклад вполне устраивает. По сути, Тегеран повторяет формулу турецко-абхазского сотрудничества: экономика без признания. Для обнищавшей в результате многолетней блокады Абхазии значение экономических связей со столь серьезными региональными игроками, как Турция и Иран, колоссально. Помимо необходимости в конкретной торговле у Абхазии появилась надежда на серьезные инвестиции. В любой, причем, отрасли. Важна и политическая составляющая зарождающегося расклада, о которой Сухум старается, по понятным причинам, громогласно не «вспоминать». Если Анкара и Тегеран действительно решатся на крупные инвестиционные проекты, то местных опасений в том, что крошечная черноморская республика «ассимилируется» в своем могущественном и главном покровителе, станет меньше.

В свою очередь, и у Турции, и у Ирана в лице Абхазии появился рычаг для политических манипуляций. Хоть в регионе, хоть вовсе на мировой арене – в частности, в выстраивании или корректировке отношений с Россией, покровительствующей Абхазии, с США, покровительствующими Грузии. Собственно, с самой Грузией, ключевое расположение на Южном Кавказе которой никуда не улетучилось, и даже с Азербайджаном, испытывающим аналогичные грузинским территориальные проблемы. А заодно и с Арменией, азербайджанские проблемы, скажем так, поддерживающей.

Возможные интересы Ирана в Абхазии, как отмечалось, пока не известны. Они могут быть самыми обширными с учетом амбиций Тегерана на региональное лидерство. Желание играть на Южном Кавказе роль первой скрипки Иран полтора года назад подкрепил обнародованием инвестиционных планов в отношении Армении и Грузии. Суммарно они потянули на 4 млрд. долл. Но если Еревану поступили конкретные предложения протянуть газопровод Иран–Армения и линии электропередачи для экспорта, построить нефтепровод и нефтеперерабатывающий завод, состыковать железнодорожные системы, то с учетом особых партнерских отношений Грузии и США Тбилиси через грузинского посла в Иране был направлен месседж: 1 млрд. долл. – придумайте сами, на что.

Придумывать не пришлось: даже когда Грузия из-за очередной аварии на трубопроводе осталась без газа, а Иран был готов обеспечить временные поставки по существующему с советских времен газопроводу, грузинское руководство столкнулось с категорическим «неодобрением» заокеанского опекуна, призвавшего не забывать о партнерском долге, в иранском случае выражающемся в бойкоте тегеранского режима.

Вашингтон и к армяно-иранскому сотрудничеству отнесся негативно, но с пониманием: полублокированной Армении некуда деться. Совместные планы Тегерана и Еревана впечатляли. Однако дальше газопровода и ЛЭП пока не пошли. Тронувшийся же с места процесс нормализации армяно-турецких отношений, подразумевающий в числе прочего открытие границ и восстановление железнодорожного сообщения, поставил под вопрос строительство дорогостоящей армяно-иранской железной дороги, вдвойне проблематичной в условиях мирового кризиса. И когда показалось, что об этом проекте стоит на время забыть, в минувший вторник министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян на пресс-конференции в Ереване сообщил, что Азиатский банк развития предоставил грант в размере 1 млн. долл. для подготовки ТЭО строительства железной дороги Иран–Армения. В следующем году будет объявлен тендер на определение консалтинговой компании, результаты которого станут известны в апреле. «В 2010 году мы выйдем на реальный этап строительства дороги. С Тегераном есть договоренность о финансовом содействии, а с Азиатским банком развития обсуждается объем кредита для реализации», – заявил министр. Стоимость проекта до 1,5 млрд. долл.

В тот же день министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян на своей пресс-конференции подтвердил намерения Еревана и Тегерана довести до конца энергопроекты, в числе прочего «замедлившиеся и из-за внутриполитической ситуации в Иране». Он подчеркнул, что речь идет о строительстве НПЗ и нефтепровода к нему из иранского Тебриза до армянского Ерасха, где и будет завод. Работы начнутся в будущем году, уверен Мовсисян.

Внедряя экономический вектор в Южный Кавказ и, как следствие, обретая политический рычаг, в последние дни уходящего года Тегеран получил и прямое приглашение к участию в политических процессах. Баку, не желая оставаться в стороне от «иранской экспансии», выразил пожелание видеть Иран в качестве посредника по Карабаху. В понедельник в Тегеране после встречи с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым его иранский коллега Манучехр Моттаки объявил о готовности взять на себя миссию.

Возможно, этим приглашением Баку одновременно блефовал с расчетом на Анкару – подписание Турцией протоколов о нормализации отношений с Арменией до карабахской развязки Азербайджан считает предательством и, похоже, уже не вполне доверяет заверениям Анкары в братстве. Так просто включиться в сложный процесс по Карабаху невозможно. Необходимо согласие хотя бы противостоящих сторон, а вероятно, и других посредников, среди которых США, не жалующие Иран. Но кто сказал, что нельзя вести параллельный процесс? При согласии Армении на посредничество Тегерана, что, к слову, пока никак не проявляется, мечты Ирана о региональном лидерстве станут, как никогда, близки к осуществлению.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1816
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1256
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1442
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1503

Другие новости