В Украине разгорается очередной скандал, связанный с планами украинско-российского экономического сотрудничества. В окружении президента заговорили о том, что премьер-министр Юлия Тимошенко вошла в сговор с российской стороной и пообещала «сдать» России урановые рудники Украины.
Уполномоченный президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский сообщил, что Виктор Ющенко поручил Совету нацбезопасности и обороны (СНБО), а также Службе безопасности Украины (СБУ) экстренно проанализировать соответствующий меморандум, подготовленный к подписанию между российской госкорпорацией «Росатом» и Минтопэнерго Украины. Выяснилось, что правительства Украины и РФ намеревались подписать этот документ до новогодних праздников.
Но Ющенко усмотрел в планах Тимошенко и Путина угрозу национальной безопасности Украины.
Документ о совместной работе по разведке, освоению и переработке урановых руд на украинских месторождениях готовился в режиме строгой секретности полтора года. Переговоры по этому поводу начались весной 2008-го, когда главы правительств утвердили 10 приоритетных направлений сотрудничества. Юлия Тимошенко во время недавней встречи с Владимиром Путиным в Ялте обозначила этот пункт переговоров коротко и туманно: «Мы начали масштабное освоение украинских урановых рудников. И, как планировалось еще в начале 2008 года, обсудим вопрос об обогащении этого урана в ядерном обогатительном центре, чтобы затем использовать его для производства собственного ядерного топлива».
О том, что Ющенко с тревогой отслеживал ход переговоров, может свидетельствовать его решение, принятое в конце октября, о внесении в перечень объектов, не подлежащих приватизации, предприятия, которое строится на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд (Кировоградская область). Ранее такое же решение приняла Верховная Рада. Богдан Соколовский заявил, что россияне заинтересованы в допуске именно на это месторождение – крупнейшее из всех на сегодня разведанных в Европе. Запасы урана в Кировоградской области специалисты оценивают минимум в 100 тыс. тонн.
Соколовский отметил, что беспокойство украинских политиков вызывают как отдельные положения разработанного правительствами меморандума, в частности предоставление российской стороне приоритетных прав в освоении месторождения, неравность сторон в распределении обязательств и рисков, так и статус документа в виде бессрочного договора. Подписав меморандум, украинская сторона не сможет ни внести в него изменения, ни расторгнуть его, утверждают соратники Ющенко.
Источник, близкий к СНБО Украины, пояснил «НГ», что речь может идти о «коррупционной составляющей и теневых схемах», поскольку подписывать документ были уполномочены «Росатом» и Минтопэнерго Украины, а все обязательства и ответственность предполагалось переложить на два хозяйствующих субъекта – российское ОАО «Атомредметзолото» и украинское госпредприятие «Восточный горно-обогатительный комбинат» (ВостГОК). «Зачем такая странная схема? И почему стороны отдельным пунктом прописали в проекте меморандума обязательство «согласовывать распространение каких-либо публичных информационных материалов», касающихся этого документа? Украина, наоборот, рассекретила сведения об урановых месторождениях», – сказал он.
В 2006 году работавший в то время премьер-министром Юрий Ехануров действительно поручил государственным ведомствам рассекретить информацию об урановом производстве. Это решение обосновывалось намерениями украинской стороны привлечь инвесторов к разработке месторождений. Правда, как выяснилось, интерес могло представлять только Новоконстантиновское, поскольку Ватутинское, Центральное и Мичуринское месторождения, разрабатываемые ВостГОКом с конца 1960-х годов, почти исчерпали свои ресурсы. Впрочем, информация заинтересовала не только российское ОАО «ТВЭЛ», но и французскую компанию AREVA и канадскую GOLDCorporation.
Неофициально предпочтение в то время отдавалось россиянам, что объяснялось не политическими причинами, а сохранившейся со времен СССР схемой производства ядерного топлива для атомных станций. Россия традиционно закупает у Украины урановую руду, а продает готовое топливо. Новая украинская власть взяла курс на создание собственного топливного цикла. Поэтому в 2006 году Киев заявил о готовности стать участником Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Иркутской области. Позже появились планы по строительству на территории Украины по российской технологии завода по фабрикации ядерного топлива для АЭС.
Специалисты утверждают, что неформально эти проекты связаны с новым соглашением о поставках российского топлива на украинские АЭС. Хотя все перечисленные вопросы предполагалось решить до середины июля сего года, но документы не подписаны до сих пор. В Минтопэнерго Украины отмечают, что точка в переговорах будет поставлена после президентских выборов. По словам источников «НГ», проблема политизации атомного сотрудничества возникла из-за того, что российская сторона во главу угла переговоров ставит допуск к разработке украинских месторождений. Советники Виктора Ющенко расценивают это как посягательство на стратегическую собственность и национальные интересы государства. В правительстве же уверены, что речь идет исключительно о взаимовыгодном сотрудничестве. От того, кто победит на выборах, зависит политическая линия украинской власти в этом вопросе.
Руководитель украинского Агентства атомных новостей Илона Заец сказала «НГ», что еще осенью с подачи СНБО Виктор Ющенко рекомендовал правительству подписать межгосударственные соглашения с российской стороной по совместной разработке урановых месторождений. «Межгосударственные соглашения имеют куда больший статус, нежели меморандум, поэтому удивительно, что сейчас именно секретариат президента устраивает панику. Тимошенко выполнила все указания Ющенко, и только», – отметила Заец.
Между тем пресс-секретарь Минтопэнерго Украины Фэнт Ди сообщил на днях, что до конца текущего года ВостГОК не будет возобновлять поставки уранового концентрата на экспорт. Поставки были прекращены весной прошлого года из-за стремительного снижения мировых цен на этот вид сырья на мировых рынках.
Киев