Российcко-украинская граница может стать строго охраняемой по всему периметру.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В понедельник в Москве состоятся политические консультации на уровне замминистров иностранных дел Украины и РФ, посвященные обозначению на местности уже утвержденного сухопутного участка украино-российской границы. Именно с отсутствием демаркационной линии Киев связал гибель гражданина Украины, застреленного в ночь на 26 ноября российскими пограничниками. Эксперты предполагают, что продемонстрированная в этой ситуации сговорчивость МИДа РФ ограничится лишь консультациями.
Вопрос об украино-российской границе превратился в череду скандалов, начиная с 1991 года. За это время между внешнеполитическими ведомствами состоялось множество переговоров, в результате которых лишь на картах стал обозначаться сухопутный участок границы. Проблема рубежей в Азовском море и Керченском проливе не решена даже на таком уровне. В 2003 году страны подписали Договор о государственной границе, а в 2004-м ратифицировали решение о делимитации и демаркации украино-российской границы. Предполагалось, что к концу 2009 года весь сухопутный участок будет обозначен на местности и соответствующим образом обустроен, а проблема морских границ полностью решена на уровне определения их линий.
Однако весной сего года ситуация снова обострилась: делегация украинского МИДа фактически хлопнула дверью в ответ на новые предложения российской стороны.
В середине июня пресс-служба российского МИДа сообщила: «К сожалению, украинская делегация, как это уже имело место в ходе переговорного раунда в июне 2006 года, отказалась подписать проект итогового протокола
31-го заседания, подготовленный российской делегацией». В ответ замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны, бывший глава МИДа Владимир Огрызко заявил, что Украина может в одностороннем порядке провести демаркацию российско-украинской границы, поскольку «российская сторона проводит целенаправленную линию на затягивание переговоров».
Вопрос актуализировался в конце ноября из-за трагического инцидента, в результате которого на границе погиб житель приграничного украинского села. МИД Украины обнародовал заявление, в котором расценил ситуацию как «очередное свидетельство необходимости проведения демаркации украинско-российской границы». «Именно украинская сторона всегда настаивала на том, что правовая неоформленность и неустроенность границы несет в себе многочисленные риски», – говорится в заявлении.
По мнению украинских чиновников, проблема в том, что граница на местности никак не обозначена, люди ее не видят, неумышленно заходят на сопредельную территорию, а от предупредительных выстрелов впадают в панику, не подчиняются требованиям, и в результате – трагедия. Директор Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Григорий Перепелица пояснил: «При отсутствии демаркации граждане и России, и Украины, конечно, не могут четко идентифицировать, где, собственно, проходит линия границы».
С установлением полноценных границ россиянам и украинцам станет сложнее ездить друг к другу. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
В подтверждение позиции МИДа председатель Государственной пограничной службы Украины Николай Литвин сказал, что за последние три года на украино-российской границе было зафиксировано 11 случаев применения российскими пограничниками огнестрельного оружия, три из которых закончились смертью нарушителей. Украинские пограничники вооружены травматическим, а не боевым оружием. «Наш пограничник не имеет права применять оружие, кроме случаев, когда есть угроза его жизни...» – сказал Литвин.
Ситуация возмутила президента Виктора Ющенко, который потребовал как можно скорее урегулировать вопрос границ с РФ: «Затягивание проведения демаркации по суше объясняется, очевидно, политическими мотивами. Других проблем нет», – сказал Ющенко. Соратники украинского лидера уверены, что российская сторона отказывается провести границу в Керченском проливе из-за желания сохранить стратегический контроль над зоной выхода в Азовское море. Затягивание с обозначением сухопутной границы они объясняют скрытым противодействием Москвы украинским планам евроинтеграции. Считается, что открытые украино-российские границы способствуют контрабанде и нелегальной миграции, что беспокоит ЕС. Этот вопрос обсуждается сегодня на саммите Украина–Евросоюз: Киев уже не надеется в скором времени получить статус ассоциированного члена ЕС, но одним из главных пунктов повестки дня сегодняшних переговоров стал вопрос об упрощении визового режима с Европой. Он напрямую зависит от обустроенности границ с соседями по СНГ.
Хотя вчера источники в дипломатических кругах подтвердили «НГ», что российский МИД наконец сформировал свою депутацию демаркационной комиссии, которая может приступить к работе с начала 2010 года, но они сомневались, что ситуация вскоре изменится. Во-первых, демаркация требует вложения значительных средств, выделить которые в период кризиса сложно обеим странам. Во-вторых, не разработаны документы о режиме государственной границы, регламентирующие не только порядок пересечения границ, но и все аспекты жизни и хозяйственной деятельности в приграничных регионах. В-третьих, против нововведений выступает местное население, жизнь которого неизбежно усложнится. «Это дает основание российской стороне ссылаться на интересы братских народов, чтобы снова отложить вопрос», – сказал «НГ» один из источников в дипломатических кругах. Замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин на брифинге по поводу итогов консультаций, запланированных на понедельник, высказался осторожно: «Вопросы сложные, но мы обсуждаем их вдумчиво и спокойно».
Украинский эксперт Григорий Перепелица считает, что в скором времени проблема границ решена не будет из-за позиции российской стороны, которая «считает территорию Украины временно утраченной территорией». Сотрудница Национального института проблем международной безопасности Украины Галина Яворская сказала изданию «Главред»: «Для нас демаркация важнее, чем для России, потому что Украина не представляет угроз с точки зрения безопасности России. Есть трудовые мигранты, но нет мигрантов, которые угрожают национальной безопасности России».
В МИД РФ воздержались от дополнительных комментариев, но напомнили заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова, сделанное им полтора месяца назад в Харькове, – «наша позиция не изменилась». В Харькове же российский министр заявил: «Мы заинтересованы в том, чтобы весь комплекс оформления российско-украинской границы был решен. Главное – следовать духу и букве договоренностей о том, что урегулирование должно опираться на необходимость обеспечить полную свободу судоходства для судов обеих стран и совместное взаимовыгодное пользование в экономическом, природно-хозяйственном плане в этой акватории». Что же касается начала каких-то практических действий по обустройству границы, то, как заявили в Центре общественных связей ФСБ РФ, «вначале должно быть политическое решение».
Киев